Исследование структуры и механических свойств алюминотермитных сварных соединений рельсов

Л. Б. Тихомирова, А. С. Ильиных, М. С. Галай, Э. С. Сидоров

Аннотация


Сварные соединения рельсов являются неотъемлемой частью при создании бесстыкового пути. Однако зачастую они не обладают достаточной надежностью в процессе эксплуатации. В работе приведены результаты исследования твердости и структуры сварных соединений рельсов, полученных алюминотермитным способом сварки. Установлено, что на поверхности катания рельса в зоне сварного шва наблюдается пониженное значение твердости по сравнению с твердостью металла рельса, что может привести к образованию мягких участков с пониженным сопротивлением износу и смятию в зонах сварного шва, особенно в кривых пути. На границе сплавления рельса и сварного металла происходит увеличение твёрдости до 36–38 HRC, это связано с перегревом металла рельса в процессе сварки, что подтверждается результатами микроструктурного анализа. Показано наличие разницы в зернистости зоны термического влияния и зоны сварного шва: сварной шов имеет литую дендритную структуру, а зона термического влияния – крупнозернистую структуру. Структурная неоднородность металла сварного соединения увеличивает вероятность хрупких разрушений сварных стыков.


Ключевые слова


рельс; алюминотермитная сварка; стык; микроструктура; твердость

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/met160313

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.