СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД

Татьяна Александровна Аверина, Сергей Алексеевич Баркалов, Мария Александровна Крючкова

Аннотация


Вызовом и потрясением для всего мира стала пандемия COVID-19. Изменился уклад жизни людей и компаний различных отраслей. Требуются корректировки бизнес-моделей компаний для восстановления и нормального функционирования. Во время пандемии предприятия строительной отрасли также столкнулись со множество проблем. Цель исследования: разработать алгоритм совершенствования бизнес-моделей строительных компаний с учетом изменений предпочтений потребителей в связи с распространением COVID-19. Материалы и методы. В работе применены методы системного анализа, методы оптимизации и теории принятия решений. Шаблон для формирования бизнес-модели был выделен на основании анализа существующих исследований в данной области. Результаты. Выявлено, что в сложившихся условиях особого внимания руководства строительных компаний требуют персонал, финансы, цепочки поставок. В работе предложен алгоритм совершенствования бизнес-модели компании, включающий следующие основные этапы: 1. Определить условия и пути создания ценности. В данном случае учитываются изменения потребностей потребителей в связи с пандемией. 2. Выявить целевые сегменты потребителей, реализовав классификацию по нескольким признакам. Рассмотреть возможность объединения (укрупнения) целевых сегментов относительно сходства требований. 3. Выстроить бизнес-модель в общем виде, отразив следующие аспекты: целевой клиент, предложение, ресурсы, получение дохода. 4. Детализировать бизнес модель, заполнив шаблон Александра Остервальдера. 5. Сделать соответствующие выводы. Заключение. Разработанный алгоритм применен на примере строительных компаний, реализующих проекты в сфере жилищного строительства. Потребности варьируются и изменяются в связи с пандемией. Формирование ценностного предложения компании в настоящее время должно быть направлено на удовлетворение изменившихся потребностей. В частности, установлено, что потребители ориентированы в настоящее время на покупку домов, уделяют большее внимание безопасности, экологичности и автономности жилья, готовы использовать умные технологии. Стоит отметить перспективность учета в разрабатываемых планировках квартир и домов, возможность оборудования домашнего офиса (WFH) и отделения входной зоны.


Ключевые слова


бизнес-модель, управление, строительные компании, пандемия COVID-19, кризис

Полный текст:

PDF

Литература


Технологическое предпринимательство. С чего начать – первые шаги / Т.А. Аверина, С.А. Баркалов, Е.В. Баутина, С.А. Колодяжный: учеб. – Старый Оскол, 2020. – 400 с.

Технологическое предпринимательство. Движение вперед – рост и развитие / Т.А. Аверина, С.А. Баркалов, Е.В. Баутина, С.А. Колодяжный: учеб. – Старый Оскол, 2020. – 380 с.

Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 116 с.

Osterwalder, A. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers / A. Osterwalder, Y. Pigneur. – New York: John Wiley & Sons, 2010.

PwC. – https://www.pwc.com/us/en/library/covid-19/coronavirus-impacts-engineering-construction.html (дата обращения: 03.03.2021).

McKinsey&Company. – https://www.mckinsey.com/industries/capital-projects-and-infrastructure/ our-insights/meeting-ec-needs-in-and-after-coronavirus-a-qa-with-wsps-paul-dollin# (дата обращения: 23.03.2021).

Integrated Technology for Creating a Development Management Systems in the Field of Energy Saving / V.N. Burkov, I.V. Burkova, T.A. Averina, O.S. Perevalova // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2021. – Vol. 1258. – P. 588–600. DOI: 10.1007/978-3-030-57450-5_51

Factors of Sustainable Development of Energy Technologies in the Formation of Digital Economy / E. Avdeeva, T. Davydova, O. Belyantseva, T. Makeeva // E3S Web of Conferences. Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE-2019. – 2020. P. 09045. DOI: 10.1051/e3sconf /202016409045

Авдеева, Е.А. Исследование факторов успешного развития предпринимательства за рубежом в условиях цифровой среды / Е.А. Авдеева // Цифровая и отраслевая экономика. – 2020. – № 1. – С. 87–90.

Авдеева, Е.А. Формирование гибкой рабочей среды как следствие цифровизации экономики / Е.А. Авдеева, Т.Е. Давыдова, А.В. Шульгин // ФЭС: Финансы. Экономика. – 2019. – Т. 16, № 11. – С. 12–16.

Chesbrough, H. The Role of the Business Model in Capturing Value from Innovation / H. Chesbrough, R.S. Rosenbloom. – Boston: Harvard Business School, 2000.

Johnson, M.W. Seizing the White Space: Business Model Innovation for Growth and Renewal / M.W. Johnson, A.G. Lafley. – Boston: Harvard Business Review Press, 2010.

Андрей Сооляттэ. Бизнес-модели на основе многосторонних платформ – инновации, революционно преобразующие бизнес – http://www.executive.ru/knowledge/announcement/1509147/ index.php?PAGE_NAME=read&FID=10&TID=12729 (дата обращения: 27.02.2021).

Sergey Makhno. Life after coronavirus: how will the pandemic affect our homes? – https://www.dezeen.com/2020/03/25/life-after-coronavirus-impact-homes-design-architecture/ (дата обращения: 03.03.2021).

Forbes. – https://www.forbes.com/sites/petertaylor/2020/04/12/what-will-americas-housing-market-look-like-after-the-coronavirus-pandemic-ends-heres-what-5-top-producing-real-estate-agents-had-to-say/#155331334952 (дата обращени:я 03.03.2021).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.