Роль инновационных технологий обучения при подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации и сертификации

Виктор Иванович Гузеев, Нэлли Владимировна Сырейщикова

Аннотация


Отражены результаты кафедры технологии машиностроения по разработке и применению инновационных технологий обучения в образовательном процессе специалистов в области метрологии, стандартизации и сертификации. Показана необходимость радикальных изменений содержания и методов обучения для формирования базовых, ключевых компетенций. Приведены результаты анализа и выбор различных типов инновационных подходов к образовательным технологиям: радикальных, комбинированных, модифицирующих. Разработана инновационная модель обучения, связанная с несколькими видами деятельности: поиски по линии репродуктивного обучения; поиски по линии исследовательского, инновационного обучения, в рамках которого учебный процесс строится как поиск познавательно-прикладных практических сведений; использование модели учебной дискуссии; организация обучающей деятельности на основе игровой модели. Созданная обобщенная модель обучения с применением инновационных технологий предусматривает: активное участие студентов в процессе обучения; возможности прикладного использования знаний в реальных условиях; представление концепций и знаний в самых разнообразных формах (а не только в текстовых); подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности; акцент на процесс осмысливания, а не на запоминание информации и др. Описаны инновационные технологии, используемые на кафедре, основанные на концепции развивающего обучения. Показан опыт методических инноваций кафедры, связанный с внедрением интерактивных форм обучения. Отражены традиции кафедры по проведению производственных и преддипломных практик студентов. Приведены результаты оценки удовлетворенности студентов адекватными условиями обучения и самостоятельной работы студентов. Внедрение современных методов и технологий в образовательный процесс кафедры позволяет повысить объём и доступность предоставляемой информации, способствует эффективному усвоению информации, активизирует познавательную деятельность студентов, развивает навыки творческой работы в процессе углубленного изучения научной информации по проблеме, позволяющей студентам развить их творческий потенциал, продемонстрировать свои способности и талант и, соответственно, повышает заинтересованность студентов и позволяет им почувствовать востребованность получаемых знаний при освоении будущей специальности и способствует в конечном счете повышению качества подготовки студентов.


Ключевые слова


образовательный процесс; обучение; инновационные технологии

Полный текст:

PDF

Литература


Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 2: Методология исследований / Г.Н. Сериков. – М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. – 456 с.

Сырейщикова, Н.В. Использование механизма мониторинга для совершенствования управления воспитательным процессом / Н.В. Сырейщикова, М.И. Сидорова // Актуальные вопросы современных подходов к самостоятельной работе студента в высшей школе: сб. ст. регион. науч.-метод. конф. (11–12 февр. 2010 г.) / редкол.: А.И. Сидоров и др. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. – Т. 2. – С. 18–24.

Сырейщикова, Н.В Задачи менеджмента образовательной деятельности и их решения в вузе / Н.В. Сырейщикова, А.В. Ершова // Научное творчество молодежи – России: сб. ст. VI Всерос. науч.-техн. конф. – Екатеринбург: УГЛУ, 2010. – Ч. 1. – C. 259–262.

Сырейщикова, Н.В. О маркетинговых исследованиях в высшем учебном заведении / Н.В. Сырейщикова, А.В. Ершова // Педагогическое сопровождение развития человеческих ресурсов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2011. – Ч. 2. – C. 184–190.

Сырейщикова, Н.В. Обеспечение качества образовательного процесса в вузе / Н.В. Сырейщикова, О.Ю. Худякова // Оптимизация высшего образования: менеджмент качества и инновации: материалы II науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во ЧГМА, 2011. – C. 111–112.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.