Внедрение корпоративных информационных систем для достижения стратегических показателей промышленных предприятий

Татьяна Вячеславовна Павлович, Елена Анатольевна Дронь, Григорий Геннадьевич Куликов

Аннотация


Статья посвящена вопросам повышения производительности труда и качества продуктов и услуг путем внедрения корпоративных информационных систем (КИС). Проанализированы цели внедрения КИС и взаимосвязь автоматизации с достижением стратегических целей нефтегазодобывающих предприятий.

Выявлена и обоснована необходимость разработки системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) в разрезе бизнес-процессов предприятия для определения низкоэффективных процессов. Также обоснована идея проведения анализа лучших практик для оценки эффективности процессной модели предприятия AS IS. Целевая модель TO BE деятельности предприятия должна базироваться, с одной стороны, на анализе лучших практик, а с другой – на анализе КПЭ, рассчитанных в ходе функционально-стоимостного анализа (ФСА или АВС-анализ) бизнес-процессов.

На основе проведенного исследования авторами предлагается выделить 10 этапов подготовки к выбору и внедрению информационных систем для достижения стратегических показателей предприятия. Под успешным внедрением КИС понимается состояние предприятия, при котором оно стабильно достигает поставленных стратегических целей. В статье представлены результаты практического применения данных этапов на примере ведущей нефтегазодобывающей компании Российской Федерации. Каждый этап вносит свой собственный вклад в итоговый успех внедрения информационных систем. Как показали результаты проведенного исследования, исключение или ненадлежащее выполнение этапов может привести к провалам при внедрении КИС.

В статье также рассмотрена взаимосвязь неуспешного внедрения КИС и управления людьми, а также представлен общий подход к управлению человеческим капиталом при реализации проектов автоматизации. Подчеркнута важность создания линий двухстороннего общения с руководителями и рядовыми пользователями системы при планировании проекта по внедрению КИС, а также после ввода системы в практическую эксплуатацию. Согласие и искренняя поддержка людей проектов автоматизации является ключевым фактором успешного внедрения изменений.


Ключевые слова


корпоративные информационные системы (КИС); ключевые показатели эффективности (КПЭ); бизнес-процессы; анализ лучших практик (бенчмаркинг); функционально-стоимостной анализ (ФСА); стратегические показатели

Полный текст:

PDF

Литература


Deloitte & Touche LLP. Your guide to a successful ERP journey. – https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/mx/Documents/human-capital/01_ERP_Top10_Challenges.pdf (дата обращения: 10.03.2019).

Куликов, Г.Г. Формальная модель предметной области на основе нечетких отношений / Г.Г. Куликов, В.В. Антонов // Программные продукты и системы. – 2011. – № 2. – С. 48–51.

Автоматизированные информационные системы в экономике: учеб. пособие / Г.Г. Куликов, Е.А. Дронь, Ю.О. Багаева, М.А. Шилина. – Уфа: УГАТУ, 2013. – 180 с.

Разработка формальной модели производственного процесса для организации проектного и производственного менеджмента с применением интеллектуальной КИС / А.В. Речкалов, Г.Г. Куликов, В.В. Антонов, А.В. Артюхов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. – 2014. – № 11. – С. 34–54.

Формальная модель производственного процесса для организации проектного и производственного менеджмента / А.В. Речкалов, Г.Г. Куликов, В.В. Антонов, А.В. Артюхов // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. – 2014. – № 4. – С. 175–186.

Разработка формальной модели производственного процесса с применением корпоративной информационной системы КИС / А.В. Речкалов, Г.Г. Куликов, В.В. Антонов, А.В. Артюхов // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 187–196.

Куликов Г.Г. Организация системы планирования машиностроительной корпорации на основе системной модели виртуального производства / Г.Г. Куликов, К.А. Ризванов // Научные горизонты: сб. – С. 69–74.

Куликов, Г.Г. Автоматизированная система поддержки принятия решений для организационного управления строительным производством / Г.Г. Куликов, Е.А. Дронь // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: сб. – 2017. – С. 191–196.

Павлович, Т.В. Система ключевых показателей деятельности как инструмент повышения производительности труда и мотивации персонала / Т.В. Павлович, Е.А. Дронь // Проблемы и перспективы развития промышленности России: сб. – 2018. – С. 384–386.

Информационные технологии и управление предприятием / В.В. Баронов, Г.Н. Калянов, Ю.Н. Попов, И.Н. Титовский. – М.: Компания АйТи, 2009.

Ньюэлл, Ф. Почему не работают системы управления отношениями с клиентами (CRM): Как добиться успеха, позволив клиентам управлять отношениями с вашей компанией: пер. с англ. / Ф. Ньюэлл. – М.: Добрая книга, 2004. – 368 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ctcr190207

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.