КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Яков Давидович Гельруд, Евгений Борисович Кибалов, Максим Викторович Пятаев

Аннотация


В статье обосновывается необходимость учёта фактора неопределенности при оценке крупномасштабных железнодорожных проектов. Предлагается алгоритм оценки учёта фактора неопределённости, принципиально отличающийся от метода анализа иерархий Т. Саати, указываются недостатки этого метода, предлагается авторская методика. Показано, что эффекты, гененрируемые крупномасштабными проектами, влияют на сам сценарий развития экономики, вмещающей проект. В этой связи показано, что необходимо оценивать соотношения «проект-сценарий». Приведены экспериментальные расчёты на примере трёх проектируемых магистралей: Ленско- Камчатской Трансполярной и магистрали, связывающей материк с о. Сахалин, в трёх разных сценариях развития внешней среды проектов. Оценку крупномасштабных железнодорожных проектов авторы предлагают осуществлять на макро -, мезо- и микроуровнях. Такой подход позволяет постепенно снижать уровень неопределенности, когда информация, полученная на предыдущем уровне оценки, является исходной для нижестоящего уровня. Каждый из уровней оценки сопровождается соответствующим программным обеспечением. В статье даётся краткое описание функциональности и необходимости использования соответствующих программных продуктов по мере продвижения этапов крупномасштабных проектов от замысла до воплощения.


Ключевые слова


инфраструктурное планирование; большой проект; крупномасштабный проект; мегапроект; ОМММ-ЖДТ; разработка проекта; железнодорожный транспорт; общественная эффективность; метод анализа иерархий; Трансполярная магистраль; Ленско-Камчатская магистраль.

Полный текст:

PDF

Литература


Витте, С.Ю. О проблемах железнодорожного транспорта России. Избранные сочинения / С.Ю. Витте. – Новосибирск: МПС РФ, СГУПС, 2001. – С. 65–91.

Путин одобрил начало проектно-изыскательских работ для газопровода «Сила Сибири – 2» // Сайт ТАСС – информационное агентство. – https://tass.ru/ekonomika/8097265 (дата обращения 16.04. 2020).

Фливбьорг, Б. Мегапроекты и риски. Ана-томия амбиций / Б. Фливбьорг, Н. Брузелис, В. Ротенгаттер. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 288 c.

Кибалов, Е.Б. Крупномасштабные железно-дорожные проекты России: оценка общественной эффективности в ситуации неопределенности / Е.Б. Кибалов, В.П. Нехорошков // Вопросы новой экономики. – 2018. – № 1. – С. 60–68.

Богачев, В.Н. Регионы России: теория, проблемы Сибири, экономика строительства / В.Н. Богачев. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1999. – 160 с.

Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати. – М.: Радио и связь, 1993. – 316 с.

Кибалов, Е.Б. Альтернативны транспортного обеспечения освоения арктического шельфа России / Е.Б. Кибалов, А.Б. Хуторецкий // Регион: экономика и социология. – 2015. – № 1 (85). – С. 3–19.

Эймор, Дэниел. Электронный бизнес. Эволюция и/или революция / Дэниел Эймор. – М.: Изд-во «Вильямс», 2001. – 752 с.

Хуторецкий, А.Б. Экспертное оценивание объектов по неквантифицируемому критерию с помощью модели Бержа-Брука-Буркова / А.Б. Хуторецкий. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995. (Препринт 130).

Гельруд, Я.Д. Основы методологии принятия решений / Я.Д. Гельруд. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – 69 с.

Буркова, И.В. Математические методы и модели управления проектами / И.В. Буркова,

Я.Д. Гельруд, О.В. Логиновский, А.Л. Шестаков. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 193 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.