БИЗНЕС-МОДЕЛИ ФАБРИК БУДУЩЕГО: ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Мария Владимировна Подшивалова, Ирина Сергеевна Пылаева

Аннотация


Современное развитие технологий бросает вызов предпринимательству, побуждая бизнес пересматривать традиционные концепции бизнес-моделей, адаптируя их к среде Индустрии 4.0. Цель данного исследования заключалась в разработке экономико-математического описания бизнес-модели фабрики будущего, позволяющего на базе количественной оценки принимать обоснованные управленческие решения. Авторами рассмотрено понятие «фабрика будущего» посредством анализа ее типов, используемых технологий и полезного эффекта на различных этапах производственного процесса. Систематизированы современные подходы к определению термина «бизнес-модель», среди которых выделены процессный и дескриптивный. Обзор научных работ, в которых упоминаются элементы бизнес-моделей, выявил существенное расхождение в их идентификации. В качестве универсальных элементов бизнес-модели любой фабрики будущего авторами предложены: создание, захват (удержание) и предложение ценности. Обзор современных методов оценки эффективности бизнес-моделей показал, что сегодня данное направление является малоизученным и крайне актуальным. Изложенные выводы позволили авторам выстроить основу оригинальной модели экономико-математического описания бизнес-модели фабрик будущего. Теоретическая и практическая значимость предлагаемой модели заключается в её способности оценивать эффективность существующих бизнес-моделей и обосновывать управленческие решения, связанные с их инновациями.


Ключевые слова


фабрика будущего, умное производство, промышленность, цифровизация, цифровая транс-формация, бизнес-модель

Полный текст:

PDF

Литература


Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е. Разработка системы показателей для оценки доходной части бизнес-модели сельскохозяйственных организаций малого бизнеса // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2019.

№ 79. С. 28–33. [Baranovskaya T.P., Vostroknutov A.E. Development of a system of indicators for as-sessing the income part of the business model of agri-cultural organizations of small business. Trudy Ku-banskogo Gosudarstvennogo Agrarnogo Universiteta [Proceedings of the Kuban State Agrarian University], 2019, no. 79, pp. 28–33. (in Russ.)]. DOI: 10.21515/ 1999-1703-79-28-33

Боровков А.И., Марусева В.М., Рябов Ю.А. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения // Доклад «Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии». 2018. С. 24–43. [Borovkov, A.I., Maruseva, V.M., Ryabov, Yu.A. The new paradigm of digital design and modeling of globally competitive products of the new generation. Doklad «Tsifrovoye proizvodstvo: metody, ekosistemy, tekhnologii» [Report «Digital production: methods, ecosystems, technologies»], 2018, pp. 24–43. (in Russ.)]

Боровков А.И., Марусева В.М., Рябов Ю.А. «Умные» цифровые двойники – основа новой парадигмы цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения // Трамплин к успеху. 2018.

№ 13. С. 12–16. [Borovkov, A.I., Maruseva, V.M., Ryabov, Yu.A. «Smart» digital twins – the basis of a new paradigm of digital design and modeling of glob-ally competitive products of a new generation. Tram-plin k uspekhu [Springboard to success], 2018, no. 13, pp. 12–16. (in Russ.)]

Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Бизнес модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента. 2014. №12 (3). С. 107–130. [Klimanov, D.E., Tretyak, O.A. Business models: Major research directions and search of con-ceptual foundations. Rossiiskii zhurnal menedzhmen-ta [Russian Journal of Management], 2014, vol. 12 (3), pp. 107–130. (in Russ.)]

Одегов Ю.Г., Павлова В.В., Теленная Л.С. Анализ показателей оценки результативности трудовой деятельности работника и бизнес-модели организации // Статистика и экономика. 2016. № 6. С. 64–70. [Odegov Yu.G., Pavlova V.V., Telennaya L.S. Analysis of indicators for assessing the effectiveness of the employee's labor activity and the business model of the organization. Statistika i ekonomika [Statistics and Economics], 2016, no. 6. pp. 64–70. (in Russ.)] DOI: 10.21686/2500-3925-2016-6-64-70.

Тафинцева В.Н. Бизнес-модель как основа создания стоимости организации // Анализ и со-временные информационные технологии в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. 2016. С. 372–375. [Tafintseva, V.N. Busi-ness model as the basis for creating organization val-ue. Analiz i sovremennyye informatsionnyye tekhnologii v obespechenii ekonomicheskoy bezopas-nosti biznesa i gosudarstva [Analysis and modern information technologies in ensuring economic securi-ty of business and the state], 2016, pp. 372-375. (in Russ.)]

Al-Debei M.M., El-Haddadeh R., Avison D. Defining the Business Model in the New World of Digi-tal Business. Proceedings of the Americas Conference on Information Systems, Toronto, 14–17 August 2008, pp. 1–11.

Bouwman H., Nikou S., Reuver M. Digitaliza-tion, business models, and SMEs: How do business model innovation practices improve performance of digitalizing SMEs? Telecommunications Policy, 2019, vol. 43, no 9, pp. 1–18. DOI: 10.1016/j.telpol. 2019.101828.

Bouncken R.B., Fredrich V. Good fences make good neighbors? Directions and safeguards in allianc-es on business model innovation. Journal of Business Research, 2015, vol. 69, issue 11, pp. 5196–5202. DOI: 10.4161/gmic.1.1.11427.

Brea-Solís H., Casadesus-Masanell R., Grifell-Tatjé E. Business Model Evaluation: Quantify-ing Walmart’s Sources of Advantage. Strategic En-trepreneurship Journal, 2014, vol. 9(1), pp. 12–33. DOI: 10.1002/sej.1190.

Catlin T., Lorenz J.-T., Sternfels B., Willmott P. A roadmap for digital transformation. McKinsey Quarterly, 2017. Available at: https://www.mckin-sey.com/industries/financial-services/our-insights/a-roadmap-for-a-digital-transformation.

Chesbrough H., Rosenbloom R.S. The role of the business model in capturing value from innova-tion: evidence from Xerox Corporation's technology spin-off companies. Industrial and Corporate Change, 2002, vol. 11, iss. 3, pp. 529–555. DOI: 10.1093/icc/11.3.529.

Clauss T. Measuring business model innova-tion: Conceptualization, scale development, and proof of performance. R&D Management, 2017, vol. 47 (3), pp. 385–403. DOI: 10.1111/radm.12186.

DaSilva, C. M., Trkman, P. Business model: What it is and what it is not. Long Range Planning, 2014, vol. 47 (6), pp. 379–389. DOI: 10.1016/j.lrp.2013.08.004.

Demil, B., Lecocq, X., Ricart, J. E., Zott, C. In-troduction to the SEJ special issue on business models: Business models within the domain of strategic entre-preneurship. Strategic Entrepreneurship Journal, 2015, vol. 9, pp. 1–11. DOI: 10.1002/sej.1194.

Diamandis P.H., Kotler S. Bold: How to Go Big, Create Wealth and Impact the World. NY: Sy-mon&Shuster Paper Back, 2015. 303 p.

Gassmann O., Frankenberger, K., Csik, M. The Business Model Navigator: 55 Models That Will Revolutionise Your Business. Upper Saddle River. NJ: FT Press, 419 p.

Girotra K., Netessine S. The Risk-Driven Busi-ness Model: For Questions that Will Define Your Company. Boston: Harvard Business Press, 2014.

p.

Fielt E. Conceptualising Business Models: Definitions, Frameworks and Classifications. Journal of Business Models, 2013, vol. 1, no. 1, pp. 85–105. DOI: 10.5278/ojs.jbm.v1i1.706.

Grosul V., Zubkov S. Methodological toolkit of management efficiency assessment of the business model of restaurant business enterprise. Financial and credit activity: problems of theory and practice, 2018, vol. 3, pp. 294–302. DOI: 10.18371/fcaptp.v3i26. 121867.

Hartkamp, D., Zalewska-kurek, K., Loohuis, R., Haaker, T. Business Model Innovation for SMEs. 2017. 84 p. Available at: https://essay.utwente.nl/ 72936/1/Hartkamp_MA_BMS.pdf.

Kallio, J., Tinnila, M., Tseng, A. An interna-tional comparison of operator-driven business-models. Business Process Management Journal, 2006, vol. 12 (1), pp. 281–298. DOI: 10.1108/14637150610667962.

Lee Y., Shin J., Park Y. The changing pattern of SME's innovativeness through business model globalization. Technological Forecasting & Social Change, 2012, vol. 79 (5), pp. 832-842. DOI: 10.1016/j.techfore.2011.10.008.

Massa L., Tucci C., Afuah A. A critical as-sessment of business model research. Academy of Management Annals, 2017, vol. 11 (1), pp. 73–104. DOI: 10.5465/annals.2014.0072.

Menter M., Göcke L., Zeeb C., Clauß T. Dis-entangling the Complex Relationships Between Busi-ness Model Innovation and Firm Performance. Acad-emy of Management Proceedings, 2020, no. 1. DOI: 10.5465/AMBPP.2020.19128abstract.

Müller J. M., Buliga O., Voigt K.-I. Fortune favors the prepared: How SMEs approach business model innovations in Industry 4.0. Technological Forecasting and Social Change, 2018, vol. 132 (C),

pp. 2–17. DOI:10.1016/j.techfore.2017.12.019.

Mustafa, R., Werthner, H. Business Models and Business Strategy – Phenomenon of Explicitness. International Journal of Global Business and Com-petitiveness, 2011, vol. 6 (1), 14–29.

Ng I.C.L., Ding D.X., Yip N. Outcome-based contracts as new business model: the role of partner-ship and value-driven relational assets. Industrial Marketing Management, 2013, vol. 42 (5), pp. 730–743. DOI: 10.1016/j.indmarman.2013.05.009.

Oliva R., Kallenberg R.. Managing the transi-tion from products to services. Int. J. Serv. Ind. Ma-

nag., 2003, vol. 14 (2), pp. 160–172. DOI: 10.1108/09564230310474138.

Osterwalder A. The business model ontology: A proposition in a design science approach. PhD Thesis. University of Lausanne, Switzerland, 2004, 169 p.

Osterwalder A., Pigneur Y. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. John Wiley & Sons Inc. 2010, 288 p.

Schneider S., Spieth P. Business model inno-vation: Towards an integrated future research agenda. International Journal of Innovation Management, 2013, vol. 17 (01), 1340001. DOI: 10.1142/ S136391961340001X.

Sosna M., Trevinyo-Rodríguez R.N., Ve-lamuri S.R. Business model innovation through trial-and-error learning. Long Range Plan, 2010, vol. 43 (2/3), pp. 383–407. DOI: 10.1016/ j.lrp.2010.02.003.

Taran Y., Boer H., Lindgren P. A business model innovation typology. Decision Sciences, 2015, vol. 46 (2), pp. 301–331. DOI: 10.1111/deci.12128.

Teece D.J. Business models, business strategy and innovation. Long Range Plan, 2010, vol. 43 (2), pp. 172–194. DOI: 10.1016/j.lrp.2009.07.003.

Wei Z., Yi Y., Guo H. Organizational learning ambidexterity, strategic flexibility, and new product development. J. Prod. Innov. Manag., 2014, vol. 31 (4), pp. 832–847. DOI: 10.1111/jpim.12126.

Yip G. Using strategy to change your business model. Business Strategy Review, 2004, vol. 15(2), pp. 17–24. DOI: 10.1111/j.0955-6419.2004.00308.x.

Zott C., Amit R. Business model design: An activity system perspective. Long Range Planning, 2010, vol. 43, pp. 216–226. DOI: 10.1016/ j.lrp.2009.07.004.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.