Маркетинговый анализ предпосылок развития потребительского потенциала российского сегмента потребителей пожилого возраста


Аннотация


В статье рассматривается проблема старения населения и ее потенциальное воздействие на развитие рынка товаров и услуг для потребителей пожилого возраста. Автором статьи обозначена проблема недооценки потребительского потенциала российского сегмента пожилых потребителей, а также обозначены факторы, ограничивающие его развитие. К ним относятся низкая платежеспособность и отсутствие многих потребностей, что, по мнению автора, является стереотипными представлениями, ограничивающими маркетинговую активность российского бизнеса в анализируемом сегменте. На основе анализа статистических данных в статье обосновано, что потребители пожилого возраста не являются самой малообеспеченной группой российского общества. В статье проведен анализ структуры  доходов пожилых россиян. В результате анализа установлено, что основными источниками средств к существованию  пожилых граждан РФ являются пенсия, трудовая деятельность и подсобное хозяйство. В статье обосновано, что, несмотря на общее снижение уровня дохода пожилых граждан, связанного с выходом на пенсию, платежеспособность может сохраняться на прежнем уровне за счет сбережений. Автором предлагается рационально-компенсирующая модель поведения потребителей пенсионного возраста, позволяющая обосновать изменение потребностей в условиях снижающегося дохода. Предложенная модель также может быть использована для описания покупательского поведения других возрастных групп потребителей в аналогичных условиях. В целом в статье обосновано, что за счет увеличения доли пожилого населения на фоне снижения количества граждан среднего возраста, изменений социальной роли пожилого населения, а также других факторов в ближайшем будущем следует ожидать роста потребительского потенциала российского сегмента потребителей пожилого возраста. Данная ситуация в свою очередь сформирует условия для развития рынков товаров и услуг для сегмента пожилых потребителей и обеспечит предпосылки для расширения верхних границ целевой аудитории маркетинга в различных сферах бизнеса.


Ключевые слова


старение населения; пожилые потребители; поведение потребителей; потребительский потенциал

Литература


Багиев Г.Л., Богданов Е.Г., Бойцова А.Е. Социально-экономические факторы формирования и развития геронтомаркетинга // Проблемы современной экономики. 2012. № 2. С. 207-211.

Боброва Е.А., Юлдашева О.У., Окольнишникова И.Ю. Проблемы формирования и развития конкурентоспособного бренда в условиях экономики впечатлений // Вестник Удмуртского университета. 2011. № 2-1. С. 74-85.

Вовченко Н.Г., Костоглодов Д.Д. Социально-экономическая политика: анализ глобализационных тенденций // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2012. № 37. С. 30-39.

Демченко А.И. Клиентоориентированный подход в управлении цепями поставок // Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: Уфа, 2014. С. 174-176.

Демченко А.И. Управление взаимоотношениями с клиентами в логистических цепях // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 (31). С. 29.

Кузменко Ю.Г., Федорова Д.И. Современное состояние и тенденции развития рынка услуг предприятий розничной торговли // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2013. № 1. С. 142-144.

Кузнецова Л.В. Комплексная оценка потребительского потенциала рынка продуктов питания // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 47 (11). С. 18

Кузнецова Л.В. Методология макромаркетинга: рефлексивный подход к управлению потребительским потенциалом рынка продуктов питания // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 2. С. 58-64

Окольнишникова И.Ю., Воробьев А.Н. Оценка экономической эффективности использования бренд-технологий на предприятии // Российское предпринимательство. 2011. № 5-2. С. 104-110.

Руденко М.Н., Окольнишникова И.Ю. Стратегии вовлечения покупателя в бренд: новые инструменты маркетинговых коммуникаций// Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 137. С. 644-650.

Соловьева Ю.Н., Бойко А.В. Концепция геронтомаркетинга и его инструментарий в виртуальной среде // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5 (83). С. 84-91

Федеральная служба государственной статистики. – http://www.gks.ru

World Population Prospects, the 2010 Revision. UN Department of Economic and Social Affairs. Population Division, Population Estimates and Projections Section. – http://esa.un.org/wpp/Excel-Data/population.htm


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.