Многокритериальная оценка концепций измерения результативности в управлении предприятием

А. А. Иванов, С. Ю. Шевченко

Аннотация


В статье рассматривается подход к оценке эффективности достижения запланированных результатов деятельности предприятия, получивший активное развитие в конце 80-х годов XX века под названием концепции измерения результативности. Представлены основные модели и их классификация, а также ключевые особенности концепций измерения результативности, отражающие их сущность. Исходя из рассмотренной классификации, концепции измерения результативности авторы условно разделят на три категории: процессно-ориентированные модели, альтернативные модели ССП и модели совершенствования бизнеса. Для выполнения сравнительного анализа применения концепций измерения результативности в управлении предприятием в статье выделен ряд критериев, которые, по мнению авторов, наилучшим образом отражают действенность той или иной модели: 1) глубина детализации и широта охвата всех сфер деятельности предприятия; 2) ясность и простота внедрения и применения МИР на предприятии; 3) соответствие стратегии предприятия; 4) обеспечение развития стратегии предприятия; 5) ориентация на стейкхолдеров; 6) сбалансированность; 7) динамическая адаптивность. 8) ориентированность на процессы; 9) наличие причинно-следственных связей. Представленные выше критерии можно отнести лишь к качественным характеристикам концепций измерения результативности. Они не отражают количественные характеристики современных МИР, поэтому их использование не позволяет выполнить расчеты эффективности применения той или иной концепции измерения результативности в управлении предприятием. Авторами произведен экспертный анализ применения концепций измерения результативности в управлении предприятием с построением балльной модели.


Ключевые слова


контроллинг, концепции измерения результативности, критерии оценки, балльная модель

Полный текст:

PDF

Литература


Богуславская, С.Б. Системное стратегическое управление компанией: подходы и этапы по-

становки / С.Б. Богуславская. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.

Даниел Андриссен, Рене Тиссен. Невесомое

богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов: пер. с

англ. / Д. Андриссен, Р. Тиссен. – М.: Олимп-Бизнес, 2004.

Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в

организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. – 2-е изд. – М.: Финансы и

статистика, 2002.

Маслов, Д.В. Современные инструменты управления: модель совершенствования EFQM:

учебное пособие / Д.В. Маслов, Ю.В. Вылгина. – Иваново, 2006.

Маслов, Д.В. Модели мировых премий по качеству: национальная премия качества Малколма Болдриджа (часть 2) / Д.В. Маслов // Качество. Инновации. Образование. – 2007. – № 4.

Нильс-Горан Ольве. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: пер. с англ. / Нильс-Горан

Ольве, Жан Рой, Магнус Веттер. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.

Попов Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия / Д. Попов // Управление

компанией. – 2003. № 2. – http://www.management.com.ua/strategy/str070.html.

Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность: пер. с англ. / Рамперсад К. Хьюберт. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

Сергеев, В.И. Проектирование цепей поставок на основе Референтной модели операций в цепях поставок (SCOR-mod – Supply Chain Operations Reference model): методические рекомендации /

В.И. Сергеев, Т.В. Левина. – М.: ВШЭ, 2013.

Шешукова, Т.Г. Теория и практика контроллинга: учеб. пособие / Т.Г. Шешукова, Е.Л.

Гуляева. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008.

Энди, Нили. Призма эффективности. Карта сбалансированных показателей для измерения

успеха в бизнесе и управления им / Энди Нили, Крис Адамс, Майк Кеннерли. – Баланс-Клуб, 2003.

A. De Toni, S. Tonchia Performance measurement systems - Models, characteristics and measures,

International Journal of Operations & Production Management, Vol. 21 Iss: 1/2, 2001.

Chi-Kuang Chen, Sarasin Songsithipornchai, Jiun-Yi Jang Does Kanji’s Business Excellence Model

Work Well? A Study from the Measurement Aspect //Department of Industrial Engineering and Management, Yuan Ze University, Taiwan, 2012.

Garengo, P., S. Biazzo and U. Bititci Performance Measurement Systems in SMEs: A Review for a

Research Agenda. International Journal of Management Reviews 7(1), 2005.

Gleich R. Performance Measurement: Konzepte, Fallstudien und Grundschema für die Praxis, 2.

Aufl., München: Vahlen Verlag, 2011.

Samsonowa, T. Industrial Research Performance Management: Key Performance Indicators in the ICT Industry, Springer Heidelberg, 2012.

Stefano Tonchia, Luca Quagini Performance measurement: Linking Balanced Scorecard to Business

Intelligence, Springer, London, 2010.

Tangen S. Evaluation and Revision of Performance Measurement Systems. Doctoral Thesis,

TRITA-IIP-04-14, WoxénCentrum, Royal Institute of Technology, Stockholm, Sweden, 2004.

http://www.balanced-scorecard.de.

http://www.dart.org.

http://www.ireg-observatory.org.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.