МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Юлия Владимировна Асташова

Аннотация


В статье рассматривается проблема старения населения и ее потенциальное воздействие на развитие рынка товаров и услуг для потребителей пожилого возраста. Автором статьи обозначена проблема недооценки потребительского потенциала российского сегмента пожилых потребителей и обозначены факторы, ограничивающие его развитие, такие как низкая платежеспособность и отсутствие многих потребностей как таковых, что, по мнению автора, является стереотипными представлениями, ограничивающими маркетинговую активность российского бизнеса в анализируемом сегменте. На основе анализа статистических данных в статье обосновано, что
потребители пожилого возраста не являются самой малообеспеченной группой российского общества. Также проведен анализ структуры доходов пожилых россиян, в результате которого установлено, что основными источниками средств к существованию пожилых граждан РФ явля-
ются пенсия, трудовая деятельность и подсобное хозяйство. В статье обосновано, что, несмотря на общее снижение уровня дохода пожилых граждан, связанное с выходом на пенсию, платежеспособность может сохраняться на прежнем уровне за счет сбережений. Автором предлагается
рационально-компенсирующая модель поведения потребителей пенсионного возраста, позволяющая обосновать изменение потребностей в условиях снижающегося дохода, которая может быть использована для описания покупательского поведения и других возрастных групп потребителя в аналогичных условиях. В целом в статье обосновано, что за счет увеличения доли пожилого населения на фоне снижения количества граждан среднего возраста, изменений социальной роли пожилого населения, а также других факторов в ближайшем будущем следует ожидать роста потребительского потенциала российского сегмента потребителей пожилого возраста,
что, в свою очередь, сформирует условия для развития рынков товаров и услуг для данного сегмента и обеспечит предпосылки для расширения верхних границ целевой аудитории маркетинга в различных сферах бизнеса


Ключевые слова


старение населения, пожилые потребители, поведение потребителей, потребительский потенциал.

Полный текст:

PDF

Литература


World Population Prospects, the 2010 Revision. UN Department of Economic and Social Affairs. Population

Division, Population Estimates and Projections Section. – http://esa.un.org/wpp/Excel-Data/population.htm

Bagiev G.L., Bogdanov E.G., Boytsova A.E. [Social and Economic Factors of Formation and Development

of Gerontomarketing]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of the Modern Economy]. 2012, no. 2,

pp. 207–211. (in Russ.)

Bobrova E.A., Yuldasheva O.U., Okol'nishnikova I.Yu. [Problems of Formation and Development of

Competitive Brand in the Experience Economy]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University].

, no. 2-1, pp. 74–85. (in Russ.)

Vovchenko N.G., Kostoglodov D.D. [Social and Economic Policy: Analysis of Global Trends]. Vestnik

Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKh) [Bulletin of the Rostov State University

of Economics (RSUE).]. 2012, no. 37, pp. 30–39. (in Russ.)

Demchenko A.I. [Customer-Oriented Approach to Supply Chain Management]. Innovatsionnoe razvitie

sovremennoy nauki: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative Development

of Modern Science: Collection of Articles of the International Research and Practical Conference]. Ufa,

, pp. 174–176. (in Russ.)

Demchenko A.I. [Management of Customer Relations in Logistics Chains]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya

[Humanities researches studies]. 2014, no. 3 (31), pp. 29. (in Russ.)

Kuzmenko Yu.G., Fedorova D.I. [Modern State and Tendencies of Development of the Market of Services

of Trade Retail Enterprises]. Torgovo-ekonomicheskie problemy regional'nogo biznes prostranstva [Trade and

Economic Problems of Regional Business Space]. 2013, no. 1, pp. 142–144. (in Russ.)

Kuznetsova L.V. [Integrated Assessment of the Consumer Potential of Food Products Market]. Upravlenie

ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Management of Economic Systems: Electronic

Scientific Journal]. 2012, no. 47 (11), pp. 18 (in Russ.)

Kuznetsova L.V. [Methodology of Macromarketing: Reflexive Approach to Management of the Consumer

Potential of Food Products Market]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory

and Practice]. 2012, no. 2, pp. 58–64(in Russ.)

Okol'nishnikova I.Yu., Vorob'ev A.N. [Evaluation of the Economic Efficiency of Brand Technologies

Use at the Enterprise]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. 2011, no. 5–2, pp. 104–110.

(in Russ.)

Rudenko M.N., Okol'nishnikova I.Yu. [Strategy of Involving the Customer in the Brand: New Tools of

Marketing Communications]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific Works

of the Free Economic Society of Russia]. 2010. T. 137, pp. 644–650. (in Russ.)

Solov'eva Yu.N., Boyko A.V. [Concept of Gerontomarketing and its Instruments in a Virtual Environment].

Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Proceedings of the St. Petersburg University

of Economics and Finance]. 2013. № 5 (83), pp. 84–91(in Russ.)

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at:

http://www.gks.ru


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.