ДОРОЖНАЯ КАРТА – ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Надежда Николаевна Котова, Марина Вячеславовна Валещук

Аннотация


Статья посвящена сравнительной оценке разрабатываемых сценариев и проектируемых дорожных карт национальной и региональной предпринимательских инициатив. Рассматриваются основные типы сценариев и сценаротехники, в том числе подход, используемый при формировании сценариев, получивший название «сценарный крест». Модель построения сценариев состоит в выборе двух неопределенностей, которые изучаются в различных сочетаниях, что и позволяет разработать четыре различных сценария. Сценарии могут формироваться для отдельной компании, города, региона, национальной экономики в целом. Наряду со сценарным планированием в качестве стратегических ориентиров развития исследуемого объекта (включая экономические системы различных уровней управления) изучается составление дорожной карты. Дорожная карта призвана соединить концепцию развития конкретного объекта со стратегическим анализом и его проектируемым будущим. Определяется область применения дорожных карт, ее составляющие элементы и этапы разработки стратегических мероприятий, составляющих содержание дорожной карты. Представлен проект дорожной карты «Создание благоприятных усло- вий для предпринимательского климата и развития конкуренции в индустрии туризма». Предложенный проект дорожной карты включает в себя: сбалансированную карту целей, перечень стратегических ме- роприятий, выделение контрольных точек проекта и точек принятия основных управленческих решений, подведение итогов и определение результативных показателей (например, изменение доли платных туристских услуг в валовом региональном продукте, прирост объема платных туристских услуг на одного туриста). В качестве пилотного региона была выбрана Челябинская область с ее уникальными туристскими ресурсами). Проектируемую дорожную карту следует воспринимать не только как региональную предпринимательскую инициативу, а и как концепцию развития туристских дестинаций в будущем.

Ключевые слова


сценарное планирование; альтернативные сценарии; сценарный анализ; сценаро-техника; подход «сценарный крест»; дорожная карта; набор стратегических мероприятий; система сбалансированных целей; базы стратегических данных;

Полный текст:

PDF

Литература


Horvath & Partners. Vnedrenie sbalansirovannoy sistemy pokazateley [Introduction of the Balanced Scorecard].

Transl. from German. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2005. 478 p.

Gosudarstvennaya programma Chelyabinskoy oblasti «Razvitie turistsko–rekreatsionnoy deyatel'nosti v Chelyabinskoy

oblasti na 2014–2016 gody» [State Program of Chelyabinsk Region “Development of Tourist-Recreational Activity in

Chelyabinsk Region for 2014-2016”].

Grant R.M. Sovremennyy strategicheskiy analiz [Contemporary Strategic Analysis]. 5th ed. Transl. from Engl. St.

Petersburg, Piter Publ., 2011. 560 p.

Dzhilad B. Konkurentnaya razvedka. Kak raspoznavat' vneshnie riski i upravlyat' situatsiey [Competitive Intelligence.

How to Recognize External Risks and to Manage the Situation]. St. Petersburg, Piter Publ., 2010. 320 p.

Kaplan Robert S, Norton Deyvid P. Strategicheskie karty. Transformatsiya nematerial'nykh aktivov v material'nye

rezul'taty [Strategic Maps. Transformation of Intangible Assets into Tangible Results]. Transl. from Engl. Moscow, Olimp-

Biznes Publ, 2005. 512 p.

Kachmarek Ya., Stasyak A., Vlodarchik B. Turisticheskiy produkt: zamysel. Organizatsiya. Upravlenie [Tourism

Product: Plan. Organization. Management]. Transl. from Polish. Moscow, 495 p.

Keri Stiven R. Dorozhnaya karta biznes investora: Yak pidvishchiti vartist' kompanii za rakhunok efektivnikh investitsiy

[Road map business investor]. Transl. from Engl. Dnipropetroavs'k, Balans Biznes Buks Publ., 2006. 240 p.

Kristensen K., Skott Entoni, Erik Rot. Chto dal'she? Teoriya innovatsiy kak instrument predskazaniya otraslevykh

izmeneniy [What's Next? The Theory of Innovation as a Tool to Predict Industry Changes]. Transl. from Engl. Moscow,

Al'pina Biznes Bkus Publ., 2008. 398 p

Lindgren M., Khans Bandkhol'd, Stsenarnoe planirovanie. Svyaz' mezhdu budushchim i strategiey [Scenario Planning.

Link between Future and Strategy]. Transl. from Engl. Moscow, Olimp-Biznes Publ, 2009. 256 p.

Peyli N. Uspeshnyy biznes-plan. Ot strategicheskikh tseley k planu deystviy na odin god [Successful Business Plan.

From Strategic Goals to Action Plan for one Year]. Transl. from Engl. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 416 p.

Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31 maya 2014 g. N 941-r g. Moskva «Ob utverzhdenii Strategii

razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» [Order of the Government of the Russian Federation

of May 31, 2014 no. 941-R, Moscow “On Approval of the Strategy of Tourism Development in the Russian Federation for

the period till 2020”].

Ringland Dzhill. Stsenarnoe planirovanie dlya razrabotki biznes-strategii [Scenario Planning To Develop Business

Strategy]. 2nd ed. Transl. from Engl. Moscow, 2010. 560 p.

Federal'nyy zakon ot 24.11.1996 N 132-FZ (red. ot 03.05.2012) «Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy

Federatsii» (s izm. i dop., vstupayushchimi v silu s 01.11.2012) [Federal law from 24.11.1996 No. 132-ФЗ (as amended on

05.2012) “On the Basis of Tourist Activity in the Russian Federation” (with amendments and additions, effective date

11.2012)].

Christensen, Clayton M.; Anthony, Scott D.; Roth, Erik A. (2004), Seeing What's Next: Using the Theories of Innovation

to Predict Industry Change, Boston, Massachusetts, USA: Harvard Business School Press.

Early Warning. Using Competitive Intelligence to Anticipate Market Shifts, Control Risk, and Create Powerful

Strategies, Ben Gilad. Amacon. American Manadgment Assotiatoin. New York, Atlanta, Brussels, Chicago, Mexico City,

San Francisco, Shanghal, Tokyo, Toronto, Washington, D.C. September 2003.

Gant R. M., «Strategic Planning in a Turbulent Environment: Evidence from the Oil Majors», Strategic Management

Journal, 24 (2003).pp. 491–517.

Horvath& Partner (Hrsg. 2001) Balanced Scorecard umsergizing, 2. Auflage, Stuttgart 2004.

Jacek Kaczmarek, Andrezej Stasiak, Bogdan Wtodarczyk. Produkt turystyczny. Pomust. Organizacja. Zarzadzanie,

POlskie Wydawnictwo Economiczne, Warszawa, 2005.

Norton Paley. Succesful Business Planning. Energizing Your Companys Potential, Thorogood p. 424.

Ringland Gill (2003) «Scenario planning: Persuading operating managers to take ownership», Strategy and Leadership,

(November).

Steven R. Kursh Minding the corporate checkbook. A Manager is Guide to Executing Successful Business Investments,

Prentice Hall, Financial Times, 2004, 272 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.