АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МАТРИЧНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ
Аннотация
Предметом статьи является разработка модели комплексного учета взаимосвязей между бизнес-
процессами, организационной структурой и информационной системой предприятия, поскольку, в ре-
альности, на предприятиях отсутствует полноценная системная стыковка, учет, анализ и контроль взаи-
модействия подразделений с бизнес-процессами и информационными подсистемами предприятия. Не-
достаточная разработанность моделей взаимосвязей из-за их большой многомерности и сложности обу-
словила низкую эффективность управления взаимодействием между бизнес-процессами, организацион-
ной структурой и информационной системой предприятия, что негативно сказывается на деятельности
предприятия в целом. В частности, наиболее часто на предприятиях имеет место несогласованность по
входам и выходам между взаимодействующими процессами, много зон безответственности подразде-
лений за процессы, и, наоборот, много зон пересечения ответственности, много тупиковых процессов,
не завершающихся результатом, много ненужных повторений процессов или параллельно выполняемых
процессов. Наблюдается дублирование функций, обрывы связей, отсутствие полномочий подразделе-
ний. Кроме того, многие функции информационных систем «теряются» и не используются полностью
или частично. Отсутствие модели взаимодействия структур предприятия снижает возможности по
улучшению, адаптации, автоматизации и оптимизации бизнес-процессов. Для решения этой проблемы в
статье предложен новый подход, основанный на создании матричной модели взаимосвязи структур
предприятия. Результатом работы является матричная модель комплексной взаимосвязи между бизнес-
процессами, организационной структурой и информационными системами предприятия, что позволяет
проектировать, анализировать и контролировать все структуры предприятия. Матричный подход к мо-
делированию взаимодействия структур предприятия позволяет анализировать эффективность различ-
ных вариантов взаимодействия информационных систем, бизнес-процессов и организационной струк-
туры предприятия путем перемножения соответствующих матриц, что открывает новые возможности
по улучшению архитектуры предприятия. В качестве информационной системы в матричной модели
можно использовать для анализа и оптимизации различные информационные подсистемы, включая
бухгалтерские учетные системы, системы документооборота, ERP-системы, системы менеджмента ка-
чества, стратегическую и корпоративную системы, системы документооборота, охраны труда и др.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Белов, В.В. Проектирование информацион-
ных систем: учебник / В.В.Белов, В.И. Чистякова;
под ред. В.В.Белова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013. –352 с.
Вдовенко, Л.А. Информационная система
предприятия: учеб. пособие / Л.А. Вдовенко. – М.:
Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 273 с.
Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория
организации: учеб. пособие / Л.А. Жигун. – М.:
ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
Информационный менеджмент: учебник /
под науч. ред. д.т.н. Н.М. Абдикеева. – М.:
ИНФРА-М, 2014. – 400 с.
Каплан, Р.С. Организация, ориентирован-
ная на стратегию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. –
М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 128 с.
Карлберг, Конрад. Бизнес-анализ с исполь-
зованием Excel: пер. с англ. / К. Карлберг. – 4-е
изд. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2014. – 576 с.
Кондратьев, В.В. Проектируем корпора-
тивную архитектуру. Навигатор для профессио-
нала / В.В. Кондратьев. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: Эксмо, 2007. – 506 с.
Корпоративные информационные системы
управления: учебник / под науч. ред. д-ра техн.
наук, проф. Н.М. Абдикеева, канд. физ.-мат. наук,
доц. О.В. Китовой. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 464 с.
Менеджмент по нотам: Технология по-
строения эффективных компаний / под ред. Л.Ю.
Григорьева. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 692 с.
Переверзев, П.П. Проблемы функциональ-
ного моделирования деятельности предприятия в
сфере услуг / П.П. Переверзев, В.М. Каточков, Е.В.
Каточков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и
менеджмент». – 2011. – № 41 (258). – С. 124–127.
Репин, В.В. Бизнес-процессы. Моделирова-
ние, внедрение, управление / В.В. Репин. – М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 512 с.
Coltman, T., Devinney, T.M., Midgley, D.F.
Customer relationship management and firm performance
(2011) Journal of Information Technology, 26
(3), pp. 205–219. DOI: 10.1057/jit.2010.39
Crowston, K. A Coordination Theory Approach
to Organizational Process Design (1997) Organization
Science, 8 (2), pp. 157–175. DOI:
1287/orsc.8.2.157
Haddad, W. Anonymity, Unlinkability, Unobservability,
Pseudonymity, and Identity Management –
A Consolidated Proposal for Terminology. Network
Working Group, IETF Trust (2008).
Meints, M., et al. D3.1: Structured Overview
on Prototypes and Concepts of Identity Management
Systems (2005). – http://www.fidis.net/fileadmin/fidis/
deliverables%20/fidis-wp3-del3.1.overview_on_IMS.
final.pdf
Rieger, S., Neumair, B. Towards usable and
reasonable Identity Management in hererogeneous IT
infrastructures. In: 10th IFIP/IEEE International
Symposium on Integrated Network Management – IM
, Munich, pp. 560–574 (2007) DOI:
1109/inm.2007.374820
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.