ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Елена Петровна Третьякова, Михаил Сергеевич Кувшинов

Аннотация


В статье представлены теоретические положения, раскрывающие организационный потенциал как
способность организации к созданию конструкции ресурсов для производства продукции и поддержа-
ния ключевых ценностей. Путем рассмотрения свойств, форм и функций организационного потенциала
установлена возможность его применения как средства управления устойчивым функционированием
производственных организаций. Для использования организационного потенциала в этом качестве ус-
тановлены закономерности его формирования, функционирования и развития, разработана модель
функционирования организационного потенциала, определена сущность управления рганизационным
потенциалом и разработан соответствующий механизм, включающий циклы оперативного, тактическо-
го и стратегического управления с помощью специализированных технологий. Предложен и обоснован
набор показателей продуктивности для оценки устойчивости функционирования производственных организаций, а также сводные показатели состояния и результативности организационного потенциала. Установлено, что формирование продуктивности организационного потенциала происходит через образование ресурсных потенциалов организации (производственного, финансового, трудового и рыночного). Применение изложенных теоретических положений позволяет обеспечить устойчивое функционирование производственных организаций за счет гармонизации экономических результатов с показателями и средствами организационной деятельности, обеспечивающими их достижение.


Ключевые слова


организационный потенциал организации; устойчивое функционирование; ресурсные потенциалы; продуктивность; технология управления

Полный текст:

PDF

Литература


Кристенсен, К.М. Организационный ответ вызову «подрывных» технологий / К.М. Кристенсен, М. Овердорф // Российский журнал менеджмента. – 2004. – № 4. – С. 97–112.

Ансофф, И. Стратегическое управление /И. Ансофф. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.

Павлова, А.В. Организационный потенциал в управлении деятельностью фирмы / А.В. Павлова. – Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2003. – 135 с.

Жигунова, О.А. Теория и методология анализа и прогнозирования экономического потенциала предприятия: монография / О.А. Жигунова. –М.: ИД «Финансы и Кредит», 2010. – 140 с.

Федорова, Н.Н. Организационная структура и система контроллинга на предприятии /Н.Н. Федорова, В.В. Золотов // Консультант директора. – 2003. – № 3. – С. 8–15.

Simon, H.A. Organizations and Markets? /H.A. Simon // Journal of Economic Perspectives. –1991. – № 5. – P. 84–113.

Третьякова, Е.П. Методология формирования организационного потенциала компании / Е.П. Третьякова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 150 с.

Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: логистикоориентированное проектирование бизнеса /под ред. А.А. Колобова, И.Н. Омельченко. – М.:Изд-во МГТУ, 2001. – 599 с.

Лаптев, Ю.В. Стратегии роста российских МНК: испытание кризисом / Ю.В. Лаптев //Вестник Санкт-Петербургского университета. –2010. – Сер. 8, вып. 2. – С. 3–23.

Литовченко, С. Топ-менеджеры российских компаний обозначили ключевые управленческие задачи ближайшего будущего / С. Литовченко, А. Дынин // Управление ростом: идеи и технологии: сб. статей. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 280 с.

Юданов, А. История и теория крупного предприятия (взгляд из России) / А. Юданов // Мировая экономика и международные отношения. –2001. – № 7. – С. 23–33.

Тис, Д.Дж. Динамические способности фирмы и стратегическое управление / Д.Дж. Тис, Г. Пизано, Э. Шуен // Вестник СПбГУ. – 2003. –Сер. 8, вып. 4. – С. 133–185.

Теория организации: учебник для вузов / под ред. В.Г. Алиева. – М.: Экономика, 2003. – 431 с.

Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия /Г.Б. Клейнер. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008. –568 с.

Галухина, Я.С. Российский крупный бизнес в 2000–2005 гг.: основные направления трансформации и развития / Я.С. Галухина, Я.Ш. Паппэ // Проблемы прогнозирования. – 2006. – № 3. – С. 23–41.

Широкова, Г.В. Факторы роста российских предпринимательских фирм: результаты эмпирического анализа / Г.В. Широкова, А.И. Шаталов // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Сер. 8, вып. 2. – С. 3–31.

Shetty, Y.K. New Look at Corporate Goals. /Y.K. Shetty // California Management Review. – 1979. – V. 22, № 2. – P. 71–79.

Palepu, K. Business Analysis and Valuation. Using Financial Statements // K. Palepu, P. Healy, V. Bernard. – South-Western College Publishing. Thompson Learning, 2000. – 325 p.

Higgins, R.C. Analysis for Financial Management

/ R.C. Higgins. – Irwin McGraw-Hill, 2001. – 480 p.

Третьякова, Е.П. Технологии управления как способ формализации организационных процессов / Е.П. Третьякова // Вестник ИрГТУ. –2013. – № 1. – С. 206–211.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.