ЭЙДЖИЗМ КАК ФАКТОР СДЕРЖИВАНИЯ ГЕРОНТОМАРКЕТИНГА НА РОССИЙСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Юлия Владимировна Асташова

Аннотация


В статье рассмотрена проблема негативной стереотипизации и возрастной дискриминации пожилых людей, ограничивающих развитие геронтосегментов на российском потребительском рынке. В условиях демографического старения населения российские потребительские рынки характеризуются все возрастающей численностью геронтосегмента, игнорирование которого несет в себе угрозу для развития бизнеса и сохранения рыночного положения. Тем не менее, адекватной оценке потребительского потенциала геронтосегмента препятствуют распространенные в обществе негативные стереотипы в восприятии пожилых людей, в том числе и как потребителей на рынке. Наличие негативных стереотипов приводит к дискриминации пожилых людей в различных сферах жизни. Это явление получило название «эйджизм». В статье представлены результаты проведенного автором исследования восприятия пожилых людей представителями более молодых поколений, что позволило выделить параметры, в оценке которых влияние негативных стереотипов оказалось наиболее существенным. К таким параметрам по результатам исследования относятся финансовое состояние, самостоятельность, активность, навыки использования современных технологий и общительность. Автором обосновано, что именно эти параметры являются значимыми для оценки покупательского потенциала пожилых потребителей, что позволило говорить о существовании так называемого «bayer-эйджизма», преодоление которого является одной из ключевых целей геронтомаркетинга, как маркетинговой концепции в условиях стареющего населения.

Ключевые слова


эйджизм; пожилые потребители; геронтомаркетинг.

Полный текст:

PDF

Литература


Todd D. Nelson Ageism: Prejudice Against Our Feared Future Self // Journal of Social Issues. – 2015. – V. 61, № 2. – Р. 207–221. DOI: 10.1111/j.1540-4560.2005.00402.x

Lamagna L. Ageism in Advertising. – https://getgenerations.com/ageism-in-advertisingetrade-google/

Lamagna L. Ageism and the Generation Gap, Senior Customer Confusion and Care Quality. – https://getgenerations.com/focus-on-ageism-customerconfusion-and-care-quality/

Morganroth Margaret Gullette. Ending Ageism, or How Not to Shoot Old People. – Rutgers University Press, 2017. – 294 p. DOI: 10.2307/ j.ctt1q1cqsm

Shawna M. McNair. Аge discrimination: ageism in employment and service provision by Malcolm Sargeant // Educational Gerontology. – 2013. – V. 40, iss.8. – P. 637–638. DOI: 10.1080/03601277. 2013.844026

Jina Han, Virginia E. Richardson. The relationships among perceived discrimination, selfperceptions of aging, and depressive symptoms: a longitudinal examination of age discrimination // Aging & Mental Health. – 2014. – V. 19, iss. 8. – P. 747– 755. DOI: 10.1080/13607863.2014.962007 7. Шпаков А.И., Климацкая Л.Г., Зайцева О.И., Наумов И.А., Ласкене С.Л. Некоторые ас

пекты геронтологического эйджизма в учреждениях здравоохранения // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 164.

Горелик С.Г., Колпина Л.В. Эйджизм в обслуживании пожилых граждан учреждениями здравоохранения и социальной защиты (анализ по результатам фокус-групп) // Геронтология. – 2013. – № 3. – С. 332–341.

Butler R.N. Age-ism: Another Form of Bigotry // The Gerontologist. – 1969. – V. 9, iss. 4, part 1. – P. 243–246. DOI: 10.1093/geront/9.4_Part_1.243 10. Palmore E.B. Research note: Ageism in Canada and the United States // Journal of Cross-Cultural Gerontology. – 2004. – V. 19, № 1. – Р. 41–45. DOI: 10.1023/B:JCCG.0000015098.62691.ab

Iversen T.N., Larsen L., Solem P.E. A conceptual analysis of ageism // Nordic Psychology. – 2009. – V. 61. – P. 4–22. DOI: 10.1027/19012276.61.3.4

Kathleen Nicole O'Neal. Youth Rights 101: What Is Ageism? – http://theyouthrightsblog. blogspot.ru/2012/07/youth-rights-101-what-isageism.html

Патоша О.И., Черкасова Л.Л. Особенности воспринимаемой дискриминации пожилыми людьми в России и Израиле // Ученые записки ИМЭИ. – 2013. – № 1. – С. 25–35.

Klimatckaia L.G., Zaitseva O.I. Psychoemotional state of patients 60+ years old with chronic cerebrovascular insufficiency relocating with their family from the far north // Family Medicine & Primary Care Review. – 2016. – № 4. – Р. 429– 431. DOI: 10.5114/fmpcr.2016.63696

Wilkinson J.A., Ferraro K.F.Thirty years of ageism research // Ageism: Stereotyping and prejudice against older adults. – Cambridge, 2002. – Р. 339–358.

Whittington F. Gerontological discourse must transcend binary thinking // The Gerontologist. – 2011. – V. 51, № 5. – P. 723–729. DOI: 10.1093/geront/gnr086

Старикова М.М. Стереотипы старости и старениям // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 43–50.

Доброхлеб В.Г. Старшее поколение как объект социальных стереотипов // Гендерные стереотипы в современной России. – М.: ГУ ВШЭ, МАКС Пресс, 2007. – С. 149–170.

Смолькин А.А. Социальное проектирование отношения к старости // Вестник Саратовского гос. техн. ун-та. – 2007. – № 2 (24), Вып. 1. – С. 240–247.

Миннигалеева Г.А., Демина К.В., Зулкарнаев Т.Ш., Юсупова Л.М., Хижнякова И.С. Образ пожилых людей сегодня // Психология зрелости и старения. – 2013. – № 4. – С. 51–65.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.