УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ

Екатерина Анатольевна Шевелева, Елена Валентиновна Шевелева

Аннотация


В настоящее время стремительно меняется роль университетов. В статье рассмотрен процесс
становления университетов и определена их роль в современных условиях.
Выявлены основные модели университетов, формировавшиеся в процессе модернизации дея-
тельности университетов на разных исторических этапах, и рассмотрены их характерные особен-
ности.
Особое внимание в статье уделено «предпринимательским университетам», поскольку имен-
но университеты этой модели в настоящее время играют решающую роль в модернизации обще-
ства и трансформации экономики.
Приведены меры государственной поддержки университетам с целью создания на их основе
двигателей экономического развития через рост их взаимодействия с бизнес-сообществом, а также
примеры успешной реализации этих задач как в США и Европе, так и в России.
Выявлена необходимость формирования университетов 4.0, которые имеют целью форсайт
технологий во всех сферах и их развитие, и определены их задачи.
Проанализировано понятие инновационной деятельности применительно к университетам
как создании новых продуктов, их коммерциализации в ходе научной деятельности университета
с одной стороны, и сама деятельность университета в новых условиях – с другой.
Обосновано, что сбора данных и учета ресурсов и хозяйственных операций университета в
новых условиях недостаточно. Установлена необходимость формирования эффективной учетно-
аналитической системы внутри университетов современных моделей, которая бы обеспечивала
эффективное формирование достоверной финансовой и управленческой информации, реализацию
необходимых задач.
Определены требования к структуре и содержанию такой учетно-аналитической системы, а
также факторы, оказывающие влияние на ее формирование. Она должна учитывать все факторы и
риски, а также особенности деятельности университета, обладать способностью формирования
достоверной и оперативной информации. Эффективное функционирование такой системы позво-
лит снизить возможные риски деятельности университетов и будет способствовать обеспечению
непрерывности его деятельности в современных условиях.


Ключевые слова


университет, модели университетов, предпринимательский университет, инновационная деятельность, учетно-аналитическая система университета, непрерывность дея- тельности, внутренний контроль.

Полный текст:

PDF

Литература


Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204

«О национальных целях и стратегических задачах

развития Российской Федерации на период до

года».

Гоженко, К.Н. Экономика знания как инно-

вационная система / К.Н. Гоженко // Электрон-

ный научный журнал «Управление экономически-

ми системами». − 2011. − № 12. – С. 17–24.

Городнова, Е.А. Исследовательские универ-

ситеты: мировой опыт и приоритеты развития /

Е.А. Городнова. – М.: МИА, 2009. – 86 с.

Ицковиц, Г.А. На пути к Сколково. Иннова-

ции в действии / Г.А. Ицковиц // Университеты –

предприятия – государство. – Томск: Изд-во Том-

ского гос. ун-та управления и радиоэлектроники. –

– № 8. – С. 17–24.

Карпова, Т.П. Управленческий учет: учебник

для вузов / Т.П. Карпова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 350 с.

Кондаков, А.П. Образование 3.0: большая

перемена / А.П. Кондаков. – http://www.edu54.ru/

sites/default/files/upload/2014/04/Obrazovaniie_3.0.pdf

Ладыжец, Н.С. Современные тенденции

развития западных и отечественных университе-

тов / Н.С. Ладыжец // Вестник Удмуртского уни-

верситета. Серия: философия, психология, педа-

гогика. – 2015. – № 4. – С. 21–24.

Неборский, Е.В. Развитие университетско-

го образования в контексте глобализационных

процессов / Е.В. Неборский // Педагогика. – 2017. –

№ 2. – С. 102–105.

Ридингс, Б. Университет в руинах / Б. Ри-

дингс. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. –

с.

Сапегин, К.В. Образование 1.0, 2.0, 3.0: миф

и реальность / К.В. Сапегин. –http://ioc.rybadm.ru/

project/s_17_01_13/obrazovanie.pdf.

Супян, В.Б. Исследовательские универси-

теты США: механизм интеграции науки и обра-

зования / В.Б. Супян. – М.: Магистр, 2009. – 185 с.

Трофимова, Л.А. Управление знаниями:

учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов

– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 77 с.

Шматко, А.Д. Применение концепции

тройной спирали для развития научно-

инновационного предпринимательства / А.Д.

Шматко // Сборник научных трудов аспирантов и

молодых учёных Института проблем региональ-

ной экономики Российской академии наук. – ИПРЭ

РАН. – СПб.: ГУАП, 2013. − С. 132–138.

Clark, B. Creating Entrepreneurial Universities:

Organizational Pathways of Transformation / B.

Clark. – Bingley: Emerald Group Publishing Limited,

– 180 р.

Cole, J.R. The great American university: Its

rise to preeminence, its indispensable nation role, why

it must be protected / J.R. Cole. – N.Y.: Public Affairs.

Wunsch-Vincent S., 2011. – 45 р.

Curley, M. Creativity in higher education: Report

on the EUA Creative Project / M. Curley. – Brussels:

European University Association, 2013. – 24 р.

Ferlie, E. The governance of higher education

systems: а public management perspective/ E.

Ferlie. – Brussels: European University Association,

– 32 р.

Hilton, R.W. Managerial Accounting / R.W.

Hilton. – Boston Burr Ridge: Cornell University,

– 816 р.

Keats, D. The genesis and emergence of Education

0 in higher education and its potential for

Africa / D. Keats // First Monday. – 2017. – № 12.

Lane, J. Higher education system 3.0: Adding

value to states and institutions / J. Lane // NY: SUNY

Press. – 2017. – P. 3–26.

Paradeise, C. The governance of higher education

systems: A public management perspective /

C. Paradeise // Dordrecht: Springer. – 2014. – P. 1–20.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.