АЛГОРИТМ ОПТИМИЗАЦИИ ВИБРАЦИОННЫХ НАГРУЗОК, ФОРМИРУЕМЫХ ЗУБЧАТЫМИ ЗАЦЕПЛЕНИЯМИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Аннотация
Представленная работа является частью текущего исследования по созданию вери-фицированной математической модели перспективной автоматической коробки передач (АКП), которая должна адекватно описывать ее виброакустическое поведение в процессе эксплуатации, а ее целью является создание цифровой копии перспективной АКП для шоссейного грузовика категории N2 и оптимизация входящих в нее зубчатых колес.
В работе приводятся описание процессов создания цифрового двойника перспектив-ной АКП в программном продукте Simcenter 3D Motion Trasmission Builder и оптимизации зубчатых зацеплений в программном продукте KISSsoft, а также результатов определения оптимальных параметров зубчатых колес. Новизна исследования заключается в создании цифровой копии перспективной АКП, позволяющей моделировать любой режим работы для получения нагрузок, необходимых для определения виброакустического поведения трансмиссии.
В соответствии с целью работы был создан цифровой двойник перспективной авто-матической коробки передач грузового автомобиля для определения нагрузок в опорах. В результате проведенных расчетных исследований были получены оптимальные параметры зубчатых колес по критерию минимизации кинематической погрешности передачи. Результаты исследования позволили уточнить алгоритм определения и оптимизации нагрузок, формируемых в зубчатых зацеплениях и передаваемых на корпус трансмиссии, который в дальнейшем может быть использован при проектировании коробок передач и редукторных узлов транспортных машин.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Афанасьев, Б.А. Проектирование полноприводных колесных машин. В 3 т. Т. 1: учеб-ник для вузов / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов, Г.И. Гладов и др.; под ред. А.А. Полунгяна. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 496 с.
Афанасьев, Б.А. Проектирование полноприводных колесных машин. В 3 т. Т. 2: учеб-ник для вузов / Б.А. Афанасьев, Л.Ф. Жеглов, В.Н. Зузов и др.; под ред. А.А. Полунгяна. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 528 с.
Trusevich, I.A. Theoretical and experimental optimization of vibroacoustic parameters of MKSM-800 loader / I.A. Trusevich, I.A. Taratorkin, A.I. Taratorkin // IOP Conference Series Ma-terials Science and Engineering. – 2020. – Vol. 709, issue 2. – Number article 022112. DOI: 10.1088/1757-899X/709/2/022112.
Trusevich, I.A. Strategy for optimizing the NVH parameters of the transport vehicle power-train during its design / I.A. Trusevich, A.I. Taratorkin, A.V. Belevich, I.A. Taratorkin // IOP Con-ference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – Vol. 971. – Number article 052085. DOI: 10.1088/1757-899X/971/5/052085.
Joachim, F.J. How to minimize power losses in transmissions, axles and steerings / Joachim F.J, Börner J., Kurz N. // Gear Technology – 2012. – P. 58–66.
Iarriccio, G. Efficiency and Durability of Spur Gears with Surface Coatings and Surface Texturing / G. Iarriccio, A. Zippo, M. Barbieri, F. Pellicano // Advances in Condition Monitoring and Structural Health Monitoring: WCCM 2019, – 2021. – P. 285–291.
Masoud A.S.S.A. Increasing spur gear durability: Two-material spur gear / A.S.S.A. Ma-soud, M. Qasim // International Journal of Computer Applications in Technology. – 2005. – Vol. 24. – № 3. – P. 171–179. DOI: 10.1504/IJCAT.2005.007483.
Vullo, V. Surface Durability (Pitting) of Spur and Helical Gears / V. Vullo // Gears. Springer Series in Solid and Structural Mechanics. – 2020. – Vol. 11. – P. 73–147.
Allemang, R.J. Vibrations: analytical and experimental modal analysis / R.J. Allemang // Structural Dynamics Research Laboratory, Department of Mechanical, Industrial and Nuclear Engineering, University of Cincinnati, OH, February 1999.
Heylen, W. Modal Analysis Theory and Testing / W. Heylen, S. Lammens, P. Sas // Bel-gium: Katholieke Universiteit Leuven, Faculty of Engineering, Department of Mechanical Engi-neering, Division of Production Engineering, Machine Design and Automation, 1998. – 340 p.
Brincker, R. Introduction to Operational Modal Analysis / R. Brincker, C. Ventura // John Wiley & Sons, Ltd. – 2015. – 360 p. DOI: 10.1002/9781118535141.
Zhang, L. An Overview of Operational Modal Analysis: Major Development and Issues. / L. Zhang, R. Brincker // Proceedings of the 1st International Operational Modal Analysis Confer-ence, Copenhagen, Denmark. – 26–27 April, 2005. – P. 179–190.
Simcenter 3D Motion Trasmission Builder User Guide
Umezawa, K., Suzuki, T., Sato, T. Vibration of Power Transmission Helical Gears: Approx-imate Equation of Tooth Stiffness / K. Umezawa, T. Suzuki, T. Sato // Bulletin of JSME. – 1986. – Vol. 29, issue 251. – P. 1605–1611.
Cai, Y. The linear approximated equation of vibration for a pair of spur gears (Theory and experiment) / Y. Cai, T. Hayashi // Journal of Mechanical Design. – 1994. – Vol. 116, issue 2. – P. 558–564.
Cai, Y. Simulation on the rotational vibration of helical gears in consideration of the tooth separation phenomenon (A new stiffness function of helical involute tooth pair) / Y. Cai // Journal of Mechanical Design, – 1995. – Vol. 117, issue 3. – P. 460–469.
Mechanical Transmission / Run Fang L., Zeguang T., Jiaoteng L., etc. // 2001. – Vol. 25, issue 2. – P. 1–3. (In Chinese).
International Organization for Standardization, «ISO 6336-1. Calculation of load capaci-ty of spur and helical gears – Part 1: Basic principles, introduction and general influence fac-tors». – 2006.
KISSsoft; Calculation Software for Machine Design. Available at: www.kisssoft.com
Shehata, A. Modeling the effect of misalignment and tooth microgeometry on helical gear pair in mesh./ A. Shehata, M. AsifAdnan, O.D. Mohammed // Engineering Failure Analysis, – 2019. – Vol. 106. – P. 104–190.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.