ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОДИТЕЛЬ–АВТОМОБИЛЬ–ДОРОГА–СРЕДА ПО ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

C. C. Сайдуллозода, К. В. Гаврилов, А. М. Умирзоков, А. Г. Уланов

Аннотация


Система водитель–автомобиль–дорога–среда (ВАДС) – большая и сложная система, эффективность функционирования которой тесно связана со значительными затратами энергии. Оценка энергетических затрат при функционировании системы ВАДС и изыска-ние резервов повышения эффективности системы остается важной задачей в настоящее время. Функционирование системы ВАДС характеризуется изменением параметров и ди-намических свойств составляющих ее элементов в широких пределах и иногда непредска-зуемым образом. На практике парциальное исследование влияния отдельных факторов или их сочетаний на эффективность системы ВАДС представляется достаточно сложной задачей. Этим вызвана необходимость комплексной энергетической оценки эффективно-сти функционирования системы ВАДС. Исследования проводились с целью оценки эффек-тивности функционирования системы ВАДС и выработки предложений по выявлению ре-зервов для снижения энергетических и материально-технических затрат при решении во-просов, связанных с эффективностью транспортного процесса в горных условиях. До сих пор при оценке эффективности функционирования системы ВАДС по энергетическому по-казателю применялись методы, основанные на оценке эффективности отдельных ее эле-ментов. Целесообразным является применение системного подхода в решении подобных задач. Полученные результаты эффективности функционирования системы ВАДС свидетельствуют о низкой производительности системы по энергетическим показателям, а так-же об имеющихся достаточно широких возможностях и путях повышения ее рентабельности. Предложенные математические модели для оценки энергетической эффективности функционирования системы ВАДС в относительных единицах, а также в количественных выражениях (по линейному расходу топлива) отличаются достаточной адекватностью для практических целей. В статье предлагается математическая модель для комплексной энергетической оценки эффективности функционирования системы ВАДС по линейному расходу топлива. Результаты исследований могут быть внедрены в производство при расчетах эффективности транспортного процесса.

Ключевые слова


система ВАДС; эффективность; водитель, автомобиль; карьерная дорога; окружающая среда

Полный текст:

PDF

Литература


Вахламов, В.К. Автомобили: теория и конструкция автомобиля и двигателя / В.К. Вахламов – М.: Академия, 2012. – 816 с.

Волков, Е.В. Теория движения автомобиля: монография / Е.В. Волков – Хабаровск: ТОГУ, 2018. – 203 с.

Песков, В.И. О новой теории движения колесной машины / В.И. Песков // Автомобильная промышленность. – 2020. – № 4. – С. 19–20.

Турсунов, А.А. Управление работоспособностью автомобилей в горных условиях эксплуатации: монография / А.А. Турсунов – Душанбе: Ирфон, 2003. – 356 с.

Сидяков, В.А. Карьерные автомобильные дороги: проектирование, строительство, содержание / В.А. Сидяков, А.Г. Колчанов, Ю.В. Стенин – Москва: Недра, 2011. – 143 с.

Степанов, И.С. Влияние элементов системы водитель–автомобиль–дорога–среда на безопасность дорожного движения: учебное пособие / И.С. Степанов, Ю.Ю. Покров-ский, В.В. Ломакин, Ю.Г. Москалева – М.: МГТУ «МАМИ», 2011. – 171 с.

Road Safety Review update by using innovative technologies to investigate driver behavior / G. Navid, A. Ennia, V. Valeria // Transportation Research Procedia. – 2020. – Vol. 45. – P. 368–375.

Fabian, D. What makes a good driver on public roads and race tracks? An interview study / D. Fabian , S. Falk , W. de Joost // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. – 2021. – Vol. 80. – P. 399–423.

Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учеб пособие для вузов / А.И. Колчин, В.П. Демидов – М.: Высш. шк., 2008. – 496 с.

Runzhe, H. Virtual Engine In-Cylinder Pressure Sensor for Automobiles and Agricultural Tractors / H. Runzhe, B. Christian, B. Georg // IFAC-PapersOnLine. – 2020. – Vol. 53. Issue 1. – P. 543–548.

Моделирование расхода топлива большегрузными автомобилями в горных условиях эксплуатации / А.М. Умирзоков, К.Т. Мамбеталин, С.С. Сайдуллозода, Ш.К. Самиев // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2020. – № 2 (129). – С. 140–149.

Umirzokov, A.M. Road Fuel Consumption by Dump Truck in Mountain Conditions / A.M. Umirzokov, K.T. Mambetalin, S.S. Saidullozoda // Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Cham. – 2021. – P. 267–277.

How does on-road fuel economy vary with vehicle cumulative mileage and daily use? Transportation Research Part D / L.G. David, L. Jun, J.K. Asad, W. Behram, L.H. Janet, G. Rich-ard // Transport and Environment. – 2017. – Vol. 55. – P. 142–161.

Impact of the dual-credit policy on improvements in fuel economy and the production of internal combustion engine vehicles / L. Gaoxiang, M. Haicheng, F. Tijun, K.Ch. Hing // Re-sources, Conservation and Recycling. – 2020. – Vol. 156. – Number 104712.

Дятлов, М.Н., Тодоров, А.Н. Профессиональная надежность водителя автомобиль-ного транспорта / Молодой ученый. – 2013. – № 10 (57). – С. 134–138.

Davis, B. Driver‘s reliability and its effect on road traffic safety / B. Davis, A. Kairatolla, B. Almagul // Procedia Computer Science. – 2019. – Vol. 149. – P. 463–466.

Lina, S.V. Toward a greater understanding of Colombian professional truck drivers’ safety performance / S.V. Lina, J.B. Michael // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. – 2020. – Vol. 73. – P. 188–204.

Еремин, В.М. Концептуальная модель функционирования системы ВАДС как основа компьютерной имитации / В.М. Еремин // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2014, – № 1(2). – С. 90–93.

Frauke, W. Conceptual model of the industry sector in an energy system model: A case study for Denmark / W. Frauke, B. Mattia // Journal of Cleaner Production. – 2018. – Vol. 203. – P. 427–443.

A conceptual model for persuasive in-vehicle technology to influence tactical level driver behavior. Transportation Research Part F / G. Paul van, F. Haneen, N. Nicole van, A. Bart van // Traffic Psychology and Behaviour. – 2019. – Vol. 60. – P. 202–216.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.