Исследование параметрических резонансных колебаний в ходовой части гусеничной машины

А. И. Тараторкин

Аннотация


К современным быстроходным гусеничным машинам предъявляются повышенные требования по различным эксплуатационным и функциональным характеристикам. В частности особые требования предъявляются к уровню вибронагруженности, определяющему работоспособность различных элементов конструкции гусеничного движителя, системы подрессоривания, других узлов и агрегатов машин, в том числе дополнительного оборудования, монтируемого на базовых шасси. В предлагаемой работе рассматривается
взаимодействие гусеницы с опорным катком, как одного из основных источников формирования высокочастотного вибрационного нагружения элементов конструкции ходовой
части и гусеничного движителя. Устанавливается связь между двухпараметрическим регулированием процесса взаимодействия опорного катка с гусеницей с уровнем динамических нагрузок и температуры шин опорных катков. Разрабатывается комплекс математических моделей для численного определения вибрационной и тепловой нагруженности опорных катков, оценивается устойчивость полученных периодических решений на основе анализа параметрических колебаний с использованием диаграммы Айнса-Стретта. На основе результатов исследования обосновывается необходимое значение модуляции жесткости системы «каток – гусеница», обеспечивающей исключение параметрических резонансов.
Показано, что конструкция модернизированного трака со смещенными полутраками, а также вариант с полутраками, выполненными по схеме «зигзаг» позволяет существенно
сократить параметр глубины модуляции (соответственно и параметр диаграммы Айнса-Стретта) на 40 %, что обеспечивает снижение вероятности возбуждения резонансных
параметрических колебаний при качении опорного катка по звенчатой гусеницей, лежащей на твердом грунте.
Полученные теоретические заключения подтверждаются результатами многочисленных экспериментальных исследований как динамической, так и тепловой нагруженности
шин опорных катков. На основе анализа существующей методики расчета температуры шин опорных катков гусеничных машин, результатов расчетно-экспериментального исследования делается заключение о существовании динамических явлений, не учитываемых в данной методике, но оказывающих существенное влияние на изменение температуры внутренних слоев массивных шин гусеничных машин.

Ключевые слова


гусеничная машина; опорный каток; шина; устойчивость; динамическая и тепловая нагруженность; температура; уравнение Матье; параметрический резонанс

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.