Технологическое обеспечение качества поверхности рельсов при шлифовании в условиях железнодорожного пути

А. В. Матафонов, А. Н. Пыко, А. С. Ильиных

Аннотация


Статья посвящена результатам теоретических и экспериментальных исследований,
направленных на обеспечение надежности параметров качества обработанной поверхности рельсов при шлифовании в условиях железнодорожного пути. В качестве показателя выбора тех или иных режимов и условий обработки по критерию параметрической надежности предлагается максимум вероятности выполнения задания по параметру шероховатости в заданном интервале. Для различных технологических операций указанная вероятность определяется путем имитационного моделирования, которое осуществляется в виде аддитивных или степенных моделей. Представлена математическая модель надежности технологии шлифования рельсов адекватно отражающая важнейшие технологические параметры функционирования системы и позволяющая проектировать оптимальные технологические процессы.
Для практической реализации разработанной модели проведены исследования по
влиянию шероховатости поверхности на циклическую трещиностойкость, контактноусталостную прочность и износостойкость рельсов, результаты которых позволяют прогнозировать уровень эксплуатационных свойств рельсов на основе полученных значений шероховатости. Изменение шероховатости поверхности рельсов на 20 мкм приводит к изменению её износостойкости на 20–25 %, трещиностойкости и усталостной прочности на 15–20 %. Установлен диапазон изменения шероховатости обработанной поверхности рельса для обеспечения повышенной стойкости рельсов в различных условиях эксплуатации. Так для рельсов, уложенных в кривых участках пути, оптимальная шероховатость должна быть в пределах Rz = 5…10 мкм для обеспечения повышенной износостойкости. Для рельсов на прямых участках пути шероховатость,
обеспечивающая повышенную усталостную прочность рельсов должна находиться в
пределах Rz = 35…50 мкм. Анализ результатов расчета по надежности технологического обеспечения показал, что надежность обеспечения шероховатости поверхности в
требуемых диапазонах для всех штатных программ шлифования не превышает 0,6, что
является недостаточным по причине неэффективности применяемых мер по предотвращению появления причин возникновения дефектов при реализации технологии шлифования рельсов в условиях железнодорожного пути.
Проведена оценка видов, причин и последствий потенциальных дефектов при реализации технологии шлифования рельсов, которая позволила предложить альтернативные технологические решения и увеличить надежность технологического обеспечения шероховатости обработанной поверхности рельсов в установленных диапазонах более чем в 2 раза. Результаты проведенных исследований позволяют повысить уровень технологического обеспечения качества обработанной поверхности рельсового пути за счет учета фактического состояния рельсов и функциональных возможностей используемого оборудования.
Результаты промышленных испытаний показали, что предложенные решения позволили повысить надежность технологического обеспечения качества поверхности рельса при шлифовании в условиях железнодорожного пути до 0,85 при 10%-ном увеличении времени планово-подготовительных работ.

Ключевые слова


абразивная обработка, шлифование рельсов, качество поверхности, шероховатость, технологическое обеспечение

Полный текст:

PDF

Литература


The Most Comprehensive Range of Quality Equipment for Track and OHL Laying, Maintenance and Control. Available at: http://www.geismar.com/en/14-grinding (accessed 12.01.2015).

Rail Grinding. Available at: http://www.leonhard-weiss.de/bau/eng/html_docs/expertise/track/ref-rail-grinding.html (accessed 12.01.2015).

Zarembski A. Rail Problems, Rail Maintenance and Rail Grinding. Available at: http://www.engr.udel.edu/outreach/short-courses/Rail%20Engineering/RailProblemsMaintenance Grinding/index.html (accessed 12.01.2015).

Tuzik B. The What, Where, Why and How of Rail Grinding. Available at: http://interfacejournal.com/archives/568 (accessed 12.01.2015).

Zarembski A. The Art and Science of Rail Grinding. Simmons Boardman Pub Co, 2003. 420 p.

Normativno-tekhnicheskaya dokumentatsiya. Tekhnicheskiye ukazaniya po shlifovaniyu relsov. [Normative-Technical Documentation. Technical Instructions for the Rails Grinding]. Moscow, Russian railways Publ., 2004. p. 39.

Nath L., Kumar A. Rail Grinding Necessity on Indian Railway. Course no: 625. Available at: http://wiki.iricen.gov.in/doku/lib/exe/fetch.php?media=625:3rail_grinding.pdf (accessed 12.01.2015).

Kalker J.J., Cannon D.F., Orringer O. Rail Quality and Maintenance for Modern Railway Operation. Netherlands, Kluwer academic publishers, 1993. 459 p.

Rail and Wheel Roughness - Implications for Noise Mapping Based on the Calculation of Railway Noise Procedure. Available at: http://www.laermorama.ch/m5_krachmacher/pdf/railway-noise.pdf

(accessed 12.01.2015).

Practical Rail Grinding. Available at: http://interfacejournal.com/archives/624 (accessed 12.01.2015).

Schoech W. Grinding Specific Profiles Helps Solving Rail Problems. Switzerland, Speno international SA, 2007. 7 p.

Zarembski A.M. The Art and Science of Rail Grinding. Omaha, Simmons-Boardman Books, 2005. 400 p.

Lichterberger B. Track Compendium – Formation, Permanent Way, Maintenance, Economics. Hamburg, Eurailpress in DVV Media Group, 2005. p. 145.

Taubert M., Püschel A. High Speed Grinding Passes the Test in Germany. International Railway Journal, July 2009, no. 7, pp. 31–33.

Ilinykh A.S. [Scientific and Methodological Basis for High-Performance Technology Rail Grinding in the Railway]. Vestnik SGTU, 2013, no.1, pp. 82–88. (in Russ.)

Aksenov V.A., Fefelov V.N. [Efficiency Evaluation of the Rail Grinding Technology]. Scientific Review, 2006, № 3, pp. 28–30. (in Russ.)

Aksenov V.A., Shalamov V.A., Kuzmenya A.A. [Modern Technology of Rail Reestablishment and Quality Control of the Treated Surface Using Rail-Grinding Trains]. Bulletin of the Siberian Transport University, 1999, iss. 2, pp. 129–135. (in Russ.)

Tikhomirova L.B., Dmitriyeva O.V. [Formation of the Residual Voltage by Regulation of the Rails Grinding Regimes]. Khabarovsk, Materials of the science-practical conference called “Modern technology to transport”, 2003, pp. 120–122. (in Russ.)

Ilinykh A.S. [Formation of Surface Quality with the Flat Polishing by the Edge of Circle]. Engineering technology, 2011, № 4, pp. 19–22. (in Russ.)

Aksenov V.A., Ilinykh A.S. [The Thermophysical Analysis of the Flat Grinding of Rails by the Edge of Circle]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Mechanical Engineering Industry, 2012, no. 33, pp. 96–100. (in Russ.)

GOST R 51814.2-2005. Sistemy kachestva v avtomobilestroenii. Metod analiza vidov i posledstviy potentsialnykh defektov [Standard RF 51814.2 – 2005. Systems of Quality in the Automotive Industry. The Method of Analysis of Types and Implications of Potential Defects]. Moscow, Standartinform

Publ., 2001. p. 18.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.