ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ СТАЦИОНАРНОГО ПОВОРОТА ПРОИЗВОЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Аннотация
Статья посвящена методике построения математической модели криволинейного движения произвольного транспортного средства. Предлагаемый подход позволяет описать поворот машины с любой схемой трансмиссии при ее движении по любому грунтовому фону. Вертикальными колебаниями корпуса на данном этапе пренебрегли и ограничились рассмотрением плоского движения. Поэтому уравнения движения имеют вид алгебраиче-ских уравнений. Входящие в них неизвестные реакции грунта записаны на основе матема-тической теории трения. В этом случае тяговое усилие, боковая сдвигающая сила и стаби-лизирующий момент в контакте колеса с грунтом являются функцией неизвестных коор-динат мгновенного центра скольжения. Это сводит силовую задачу к кинематике движения колеса и позволяет решать их одновременно, учитывая их взаимосвязь и взаимозависи-мость. Далее в статье рассмотрена кинематика движения колеса при повороте машины и выведены недостающие уравнения голономных и неголономных связей, накладываемых на неизвестные координаты мгновенных центров скольжения. Уравнения голономных (геометрических) связей отражают положение колеса и угол установки его относительно корпуса машины. Уравнений неголономных (кинематических) связей описывают тип трансмиссии и режим движения колеса (ведущее, ведомое, тормозное). В статье даны примеры уравнений неголономных связей для различных видов трансмиссий. Описание каждого колеса индивидуально, с учетом его размеров контакта и нормальной нагрузки,
в результате позволяет получить развиваемое им тяговое усилие и величину буксования.
Для наглядности реализации предложенной методики в статье приведен пример составле-ния математической модели для колесного малогабаритного трактора «Уралец» производ-ства Челябинского тракторного завода с нетрадиционной схемой управления поворотом.
Данная модель проверена экспериментально, что подтверждает применимость предложен-ного подхода.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Kleine, S. Modelling and Control of a Steer-By-Wire Vehicle / S. Kleine, J. Niekerk // Vehicle System Dynamics. – 1998. – Vol. 29. – No. 1. – Р. 114–142.
Félez, J. Modelling of an Agricultural Vehicle with Self-Governing Guidance / J. Félez, C. Vera //Vehicle System Dynamics. – 1990. – Vol. 19. – No. 6. – P. 365–383.
Zeid, A. Modular Computer Model for the Design of Vehicle Dynamics Control Systems / A. Zeid, D.A. Chang // Vehicle System Dynamics. – 1989. – Vol. 18. – No. 4. – P. 201–221.
Lee, Y.-B. Curved-path and velocity control of an using fuzzy logic autonomous guided vehicle /Y.-B. Lee, K.-D. Jang // International Journal of Computer Integrated Manufacturing. – 1998. – Vol. 11. –No. 3. – P. 255–261.
Nalecz, A.G. Development and Experimental Validation of Advanced Dynamic Vehicle Simulation (ADVS) / A.G. Nalecz, Z. Lu, K.L. D'entremont // Vehicle System Dynamics. – 1994. – Vol. 23.– No. 1. – P. 390–410.
Beuzit, P. The Response of a Vehicle to a Sudden Movement of the Steering Wheel / P. Beuzit, P. Fontanet, J. Simon // Vehicle System Dynamics. – 1981. – Vol. 10. – No. 2–3. – P. 192–196.
Cho, Y. Stability Analysis of the Human Controlled Vehicle Moving Along a Curved Path / Y. Cho, J. Kim // Vehicle System Dynamics. – 1996. – Vol. 25. – No. 1. – P. 51–69.
Dahmani, H. Vehicle dynamics and road curvature estimation for lane departure warning system using robust fuzzy observers: experimental validation / H. Dahmani, M. Chadli, A. Rabhi, A.El. Hajjaji // Vehicle System Dynamics. – 2015. – Vol. 53. – No. 8. – P. 1135–1148.
Berntorp K., Olofsson B., Lundahl K., Nielsen L. Models and methodology for optimal trajectory generation in safety-critical road-vehicle manoeuvres / K. Berntorp, B. Olofsson, K. Lundahl, L. Nielsen // Vehicle System Dynamics. – 2014. – Vol. 52. – No. 10. – P. 1304–1332.
Kutluay, E. Validation of vehicle dynamics simulation models – a review / E. Kutluay, H. Winner // Vehicle System Dynamics. – 2014. – Vol. 52. – No. 2. – P. 186–200.
Трояновская, И.П. Модели активного поворота колесных и гусеничных машин / И.П. Трояновская // Транспорт Урала. – 2007. – № 4 (15). – С. 112–114.
Горелов, В.А. Прогнозирование характеристик криволинейного движения автомобиля с колесной формулой 6x6 при различных законах управления поворотом колес задней оси / В.А. Горелов, Г.О. Котиев // Известия высших учебных заведений. Серия «Машиностроение». – 2008. – № 1. – С. 44–55.
Радионов, А.А. Математическая модель движения автомобиля / А.А. Радионов, А.Д. Чернышов // Инновационный транспорт. – 2015. – № 4 (18). – С. 69–73.
Pacejka HB. Spin: camber and turning / HB Pacejka // Vehicle System Dynamics. – 2005. – Vol. 43. – No. 1. – P. 3–17.
Gracia L., Tornero J. Kinematic modeling of wheeled mobile robots with slip / L. Gracia, J. Tornero // Advanced Robotics. – 2012. – Vol. 21. – No. 11. – P. 1253–1279.
Трояновская, И.П. Модель поворота трактора с комбинированным или нетрадицион-ным движителем / И.П. Трояновская // АПК России. – 2013. – T. 63. – C.82–86.
Prentkovskis, O. Dynamics of a motor vehicle taking into consideration the interaction of wheels and road pavement surface / O. Prentkovskis, M. Bogdevičius // Transport. – 2002. – Vol. 17. –No. 6. – Р. 244–253.
Опейко, Ф.А. Математическая теория трения / Ф.А. Опейко. – Mинск: Академия сель-скохозяйственных наук БССР, 1971. – 149 с.
Трояновская, И.П. Взаимодействие колесного движителя с грунтом на повороте с точки зрения механики / И.П. Трояновская // Тракторы и сельхозмашины. – 2011. – № 3. – С. 29–35.
Piotrowski, J. Kalker's algorithm Fastsim solves tangential contact problems with slipdependent friction and friction anisotropy / J. Piotrowski // Vehicle System Dynamics. – 2010. – No. 48 (7). – Р. 869–889.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.