Картины с выставки «Человек. Война. Победа»: особенности претворения метода реализма
Аннотация
В статье освещается выставка в Зале искусств Южно-Уральского государственного уни-
верситета, посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Уникальность выставки в том, что впервые за 17 лет существования Зал не смог пригласить
зрителей на ее открытие из-за пандемии коронавируса. И все же выставка состоялась, но не
в реальном, а в виртуальном пространстве. В качестве центрального экспоната представлена
копия картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» из коллекции Художественного музея уни-
верситета. Однако новый формат позволил расширить и обогатить смысловое поле экспозиции.
В дополнение к работе Непринцева в виртуальном пространстве были представлены репрезен-
тативные произведения советских художников 1940-х гг., которые стали символами Победы:
«Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», созданное М. Куприяновым,
П. Крыловым и Н. Соколовым (Кукрыниксами) из коллекции Челябинского государственного
музея изобразительных искусств и «Письмо с фронта» А. Лактионова (Третьяковская галерея).
Работы Кукрыниксов, Непринцева и Лактинонова раскрывают важнейшие грани концепции
выставки «Человек. Война. Победа»: предчувствие победы и уверенность в ней в тылу и на
фронте, что привело к победному завершение страшной войны. В статье авторами выявляются
черты стиля социалистического реализма, объединяющие все экспонируемые произведения:
правдивое изображение события, его осмысление в духе социального равенства и справедли-
вости, народность, типизация образов, оптимизм, конкретность, опора на традиции русской
школы живописи, в особенности В. Сурикова и И. Репина. Специально исследованы заимство-
вания Ю. Непринцевым некоторых художественных приемов И. Репина, использованных им
в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Морозов, А. И. Соцреализм и реализм / А. И. Моро-
зов. — Москва : Галарт, 2007 — 271 с.
Мямлин, И. Г. Юрий Непринцев / И. Г. Мямлин. —
Ленинград : Искусство, 1976. — 181 с.
Непринцев, Ю. М. Как я работал над картиной
«Отдых после боя» / Ю. М. Непринцев // Из творческого
опыта. — Вып. 1. — Москва : Сов. художник, 1955. —
С. 53—85.
Непринцев, Ю. М. Сила психологического про-
никновения / Ю. М. Непринцев // Художник. — 1969. —
№ 6. — С. 14—16.
Николаева, Е. В. Александр Иванович Лактионов /
Е. В. Николаева, И. Г. Мямлин. — Ленинград : Художник
РСФСР, 1978. — 176 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh200311
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.