Образовательные платформы дистан- ционного образования в российских и китайских вузах: новые вызовы высшей школе

Екатерина Александровна Беляева, Елена Викторовна Грунт, Елена Ивановна Салганова

Аннотация


В статье представлен сравнительный анализ цифровых образовательных платформ, ис-
пользуемых в практике российских и китайских вузов. Наши выводы основываются на срав-
нительных данных международных исследований по России и Китаю. Помимо этого, в статье
приводятся данные самостоятельно проведенных авторским коллективом социологических
исследований. В январе — феврале 2020 года в ходе личного интервью опрошено 600 рес-
пондентов. В исследовании приняли участие студенты Москвы, Екатеринбурга, Челябинска,
Тюмени. Данные количественного исследования были дополнены глубинными интервью с
китайскими выпускниками российских вузов (аспиранты, магистранты) в составе 50 штук
(N = 50). Также в марте — мае 2020 года нами было проведено социологическое исследова-
ние в вузах г. Екатеринбурга, г. Челябинска, г. Москвы. В ходе исследования было опрошено
500 студентов, получивших опыт дистанционного обучения во время пандемии. Качественное
исследование — метод глубинного интервью (N = 20), средняя продолжительность беседы
90 минут. Информантами выступил профессорско-преподавательский состав вузов Екатерин-
бурга, Москвы, Санкт-Петербурга. Был также проведен фрейм-анализ кейсов (N = 42). Анализ
данных исследований позволил установить наиболее востребованные в образовательном про-
цессе цифровые технологии, а также определить их основные достоинства и недостатки. Были
определены вызовы, с которыми столкнулась российская и китайская высшая школа в условиях
спонтанного перехода на дистанционное образование при пандемии COVID-19.


Ключевые слова


цифровизация высшей школы, дистанционные образовательные тех- нологии, российская и китайская высшая школа, цифровые образовательные платформы, образовательный процесс, новые вызовы

Полный текст:

PDF

Литература


Актуальные вопросы развития образования в

странах ОЭСР / отв. ред. М. В. Ларионова. — Москва :

Издательский дом ГУ ВШЭ, 2015. — 152 с.

Василенко, Л. А. Информационно-коммуни ка-

ционные аспекты профессионального развития и

проблемы формирования и реализации инновационных

компетенций госслужащих // Л. А. Василенко. Проблемы

профессионального развития и кадровых процессов на

государственной гражданской службе : монография. —

Москва : Буки-Веди, 2014. — C. 134.

Елькина, Е. Е. Цифровая культура как область меж-

дисциплинарных исследований: методологические подхо-

ды и тенденции развития / Е. Е. Елькина // International

Journal of Open Information Technologies. — 2018. —

Т. 6, вып. 12. — C. 65.

Информационные и коммуникационные технологии

в дистанционном образовании» : специализированный

учебный курс / пер. с англ. ; М. Г. Мур, У. Макинтош,

Л. Блэк и др. — Москва : Издательский дом «Обучение-

Сервис», 2006. — С. 632.

Кременко, М. З. К проблеме информатизации обще-

ства в XXI веке / М. З. Кременко // Вестник Адыгейского

государственного университета. — 2006. — № 3 —

С. 236.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh200412

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.