Модернизационные процессы и миграция в России на примере Южного Урала (1891–1914 гг.)

Александр Анатольевич Тимофеев

Аннотация


В статье проанализирована роль Транссиба в государственной миграционной политике России в конце XIX – начале XX вв., связанные с модернизацией экономики и общества. Сделаны выводы о том, в связи со строительством Великой Сибирской железнодорожной магистрали усилилось массовое переселение малоземельных крестьян из центральных районов России в Сибирь, многие, из которых оседали на Южном Урале, в основном в городах, и особенно в Челябинске – воротах в сибирский край. В челябинской прессе г. Челябинск описывался как «проходной двор» из Европы в Сибирь. Часть переселенцев оставалось жить в городе. Численность населения полосы, расположенной вдоль Транссиба увеличилась после того, как был проложен Великий Сибирский путь. Происходит рационализация, или, что то же самое, процесс модернизации социальных отношений – и в том состояло одно из принципиальных изменений природы русского общества, в том числе и на Южном Урале после строительства Сибирской железнодорожной магистрали. В течение изучаемого периода на Южном Урале происходит изменение социальной структуры населения в городах, находящихся на Великом Сибирском железнодорожном пути. Процессы трансформации сословных групп демонстрировали уменьшение доли дворянства, духовенства, купечества, при абсолютном и относительном увеличении крестьянства в городах. Деревенские стереотипы, приносимые крестьянами в города тормозили процессы социальной модернизации. В рассматриваемый период в России, и на Южном Урале, в частности, происходили противоречивые процессы, нарастание неравномерности  в динамике различных сегментов общества. Модернизационные процессы, происходящие на Южном Урале проходили медленно, стабильно, но не успели завершиться к 1914 г.


Ключевые слова


Транссибирская железная дорога; Южный Урал; Сибирь; миграция; модернизация; население.

Полный текст:

PDF

Литература


Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. – СПб., 1898.

Весновский В.А. Весь Челябинск и его окрестности. Карманный справочник, 1909. – Челябинск: Типография Л.Б. Бреслиной, 1909. – 138 с.

Голос Приуралья. – 22 марта 1909.

Голос Приуралья. – 4 января 1909; 9 января 1909; 23 января 1909; 4 марта 1909; 6 октября 1913; 18 июля 1914.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начала XX вв.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – Тт. 1–2. – 547 с. + 565 с.

Обзор Уфимской губернии за 1902 год. – Уфа, 1903.

Обзор Уфимской губернии за 1912 год. – Уфа, 1914.

Опыт российских модернизаций XVIII–XX века / Отв. ред. В.В. Алексеев. – M.: Наука, 2000. – 246 с.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. – Т. XXVIII. – Оренбургская губерния. – СПб., 1904.

РГИА. – Ф. 1273. – Оп. 1. – Д. 85.

РГИА. – Ф. 48. – Оп. 1. – Д. 151.

РГИА. – Библиотека, II отделение. – Оп. 1. – Д. 62.

Раева Т.В. Эволюция южно-уральского города (1900–1914 годы): Дисс… к. и. н. – Южно-Уральский гос. ун-т. – Челябинск, 2004. – 212 с.

Смирнов С.С., Смирнова В.Е. Комитет Сибирской железной дороги и развитие переселенческого дела в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». – Выпуск 3 / Отв. ред. В.С. Балакин. – Челябинск, 2004. – C. 66–70.

Теплоухов К.Н. Челябинские хроники: 1899–1924 гг. – Челябинск: Центр историко-культурного наследия, 2001. – 512 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.