Цифровое неравенство школьников в условиях дистанционного обучения кейс Пермского края

Светлана Николаевна Костина, Ольга Николаевна Новикова

Аннотация


Экстренный переход на дистанционные технологии обучения в системе общего образования в период пандемии КОВИД-19 еще раз наглядно продемонстрировал важность преодоления цифрового неравенства у населения Российской Федерации.  В соответствии с этим, целью данной статьи выступает попытка анализа отдельных аспектов цифрового неравенства (цифровых разрывов) у школьников в условиях дистанционного обучения на примере Пермского края. В качестве основных материалов при подготовке статьи были использованы результаты ряда исследований, проведенных Центром цифровизации и развития образовательных систем ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» в первом полугодии 2020 г.: мониторинга о наличии средств для реализации дистанционного обучения в образовательных организациях Пермского края; выборочного опроса педагогов образовательных организаций Пермского края (N=315); социологического опроса родителей (законных представителей) обучающихся 1–11-х классов образовательных организаций Пермского края (N=22872). Результаты исследования показали, что еще не до конца преодолен первый цифровой разрыв у школьников - в доступе к цифровым технологиям. Цифровое неравенство связано с региональной и территориальной дифференциацией и проявляется в доступности компьютера и Интернета у обучающихся как дома, так и в школе.  Среди основных факторов, влияющих на уровень цифрового неравенства школьников, значительную роль играют особенности социальной среды. К ним можно отнести, прежде всего, социально-экономические характеристики семьи (место проживания, количество детей в семье, уровень образования родителей и др.), в том числе «включенность» родителей в образовательный процесс в онлайне. Также важнейшим фактором социальной среды, влияющим на преодоление цифрового неравенства школьников, выступают особенности самих образовательных организаций, в том числе уровень развития цифровых компетенций педагогов.   


Ключевые слова


цифровое неравенство; цифровой разрыв; обучающиеся организаций общего образования; родители; педагоги; дистанционное обучение

Полный текст:

PDF

Литература


Ghobadi, S. How access gaps interact and shape digital divide: a cognitive investigation / S. Ghobadi, Z. Ghobadi // Behaviour & Information Technology. – 2015. – № 34(4). – P.330–340.

Calderon, G. D. The third digital divide and Bourdieu: Bidirectional conversion of economic, cultural, and social capital to (and from) digital capital among young people in Madrid / G. D. Calderon // New Media & Society. – 2020. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1461444820933252?journalCode=nmsa (дата обращения: 20.05.2021)

Добринская, Д. Е. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва / Д. Е. Добринская, Т. С. Мартыненко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2019. – Т. 19. – №1. – C. 108–120.

Ragnedda, M. The third digital divide: A Weberian approach to digital inequalities / Ragnedda, M. – Routledge. Routledge Advances in Sociology, 2017. –136p.

Wenhong, C. The Implications of Social Capital for the Digital Divides in America / C. Wenhong // The Information Society. – 2013. –- № 29 (1). – P. 13–25.

Katz, V. S. What it means to be “under-connected” in lower-income families / V. S. Katz // Journal of Children and Media. – 2017. –- № 11(2). – P.241-244.

Helsper, E. J. A socio-digital ecology approach to understanding digital inequalities among young people / E. J. Helsper // Journal of Children and Media. – 2017. – №11(2). – P.256–260.

Tondeur, J. ICT as cultural capital: The relationship between socioeconomic status and the computer-use profile of young people / J. Tondeur, I. Sinnaeve, M. van Houtte, J. van Braak // New Media & Society. – 2011. –- № 13(1). – P.151-168.

de Almeida, A. N. Children and digital diversity: From «unguided rookies» to «self-reliant cybernauts» / A. N. de Almeida, N. de A. Alves, A. Delicado, T. Carvalho // Childhood. – 2012. – № 19(2). – P.219-234.

Warschauer, M. New Technology and Digital Worlds: Analyzing Evidence of Equity in Access, Use, and Outcomes / M. Warschauer, T. Matuchniak // Review of Research in Education. – 2010. – № 34(1). – Р.179-225.

Margolis, J. Stuck in the shallow end: Education, race, and computing / J. Margolis, R. Estrella, J. Goode, J. J. Holme, K. Nao. – MIT press, 2017. – 216 р.

Barron, B. Parents as learning partners in the development of technological fluency / B. Barron, C. K. Martin, L. Takeuchi, R. Fithian // International Journal of Learning and Mediav. – 2009 – v.1. – № 2. – Р.55–77.

Yuen, A.H. The significance of cultural capital and parental mediation for digital inequity / A. H. Yuen, J. Park, L. Chen, M. Cheng // New Media & Society. – 2018. – № 20(2). – Р.599-617.

Константиновский, Д. Л. Измерение неравенства в образовании / Д. Л. Константиновский // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. – М. : Новый Хронограф, 2018. – С. 171-191.

Фурсова, В. В. Социальное неравенство в системе образования: российские и зарубежные теории и исследования / В. В. Фурсова, Д. Х. Ханнанова. – М. : ДиректМедиа, 2013. – 280.

Высоцкая, А. В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам / А. В. Высоцкая, А. Г. Филипова // Социальные исследования. – 2018. – №2. – С.1–17.

Голубицкий, А. В. Региональный социально-географический атлас системы общего образования: преодолима ли «Власть территории» / А. В. Голубицкий // Вопросы образования. – 2017. – №1. – С. 58–87.

Радина, Н. К. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований / Н. К. Радина, Ю. В. Балакина // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. – 2021. – № 1. – С.178–194.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (дата обращения: 20.05.2021)

Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 года [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/projects/selection/643/25682/ (дата обращения: 20.05.2021)

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 20.05.2021)

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 20.05.2021)

Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/ (дата обращения: 20.05.2021)

Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» : утв. протоколом от 25.10.2016 № 9 Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432/#dst100002 (дата обращения: 20.05.2021)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.