Стиль шинуазри в творчестве французского художника-декоратора Жана Пильмана

Оксана Евгеньевна Мишуровская

Аннотация


Статья посвящена творчеству французского художника-декоратора Жана Пильмана как одному из значимых представителей развития направления шинуазри в рамках ведущего стиля рококо. Рококо приходит на смену барокко и возникает во Франции как камерный стиль, одним из символов которого стала стилизованная раковина. В XVIII веке общеевропейское влияние эстетики шинуазри приобрело широкую популярность благодаря созданию французскими художниками-декораторами особенной манеры псевдокитайского стиля, отличающегося сочетанием изысканных рокайльных линий в соединении с разнообразными экзотичными сюжетами и фантазийными зооморфными существами.  Иконография французской манеры в китайском вкусе распространялась не только в результате экспорта готовых изделий в стиле шинуазри и создания множества изобразительных увражей, но также благодаря непосредственному участию самих художников-декораторов в разнообразных проектах при монарших дворах и мануфактурах в ведущих европейских столицах. Многие работы Жана Пильмана, исполненные в разных европейских столицах, не сохранились, но с творческой манерой этого художника возможно тем не менее ознакомиться по сборникам гравюр, дошедших до наших дней.

Основываясь на фактическом материале одного из таких сборников, в данной статье автор проводит анализ стилистических особенностей и композиционных приемов характерных для художественных работ этого мастера в стиле шинуазри. На примере творческого пути Жана Пильмана в Европе, прослеживается также общеевропейское влияние французского искусства в развитии стиля шинуазри в XVIII столетии. 


Полный текст:

PDF

Литература


Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. – М. : Искусство, 1989. – 318 с.

Саккетти, Л. Прелестное в искусстве / Л. Сакетти // Архитектурный музей Императорской Академии художеств. – 1902. – № IX. – С. 97–100.

Sloboda, S. Chinoiserie: commerce and criti-cal ornament in eighteenth-century Britain / S. Sloboda. – Manchester : Manchester University Press, 2014. – 238 p.

Dupont-Auberville, M. Art industriel. L’ornement de tissus : recueil historique et pratique / M. Dupont-Auberville. – Paris : Edition Ducher et Cie, 1877.

Андреева, Е. А. Второе европейское пу-тешествие Петра I и приезд французских мастеров в Петербург / Е. А. Андреева // Quaestio Rossica. – 2018. – Т. 6, № 1. – С. 114–129.

Андреева, Ю. С. Живопись Филиппа Пильмана в контексте «европеизации» русской культуры / Ю. С. Андреева // Вестник ЮУрГУ. Серия социально-гуманитарные науки. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 79–84.

Félix, L. Jean Pillement (1728–1808). Peintre des paysages et des marines / L. Félix. – URL: https://studylibfr.com/doc/550942/jean-pillement--1728-1808--peintre-de-paysages-et-de-marines (дата об-ращения: 25.11.2020).

Pillement, J. Invention d’une nouvelle fabrique de soie peinte dans le gout des Indes / J. Pillement // Revue de l’art français ancien et moderne: Cinquième année. Nouvelle archive de l’art français. T. IV. – Paris, 1888. – P. 135–140.

Alayrac-Fielding, V. et alii. Rêver la Chine. Chinoiseries et regards croisés entre la Chine et l’Europe aux XVII et XVIII siècles / V. Alayrac-Fielding. – Tourcoing : Edition Invenit, 2017. – 289 р.

Клементьев, Е. Г. Художник Федор Вла-сов. Его произведения в Ораниенбауме / E. Г. Клементьев // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. – М.: Наука, 1996. – С. 241–248.

Бирюкова, Н. Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII–XVIII веков / Н. Ю. Бирюкова. – Л. : Искусство, 1972. – 238 с. : ил.

Кючарианц, Д. А. Художественные па-мятники города Ломоносова / Д. А. Кючарианц. – Л. : Лениздат, 1985. – 174 с. : ил.

Бенуа, А. Н. Китайский дворец в Орани-енбауме / А. Н. Бенуа // Художественные сокро-вища России. – 1901. – № 10. – C. 197–210.

Воронов, М. Г. Авдотья Логинова и другие / М. Г. Воронов // Нева. – 1979. – № 6. – С. 219–220.

Сясина, Т. С. Китайский дворец. История одного интерьера / Т. С. Сясина // Третьяковская Галерея. – 2017. – № 3. (56). – URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2017-56/kitaiskii-dvorets-istoriya-odnogo-interera (дата обращения: 02.02.2021).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.