Толерантность как фактор адаптации иностранных студентов из стран Азии в Уральском регионе

Елена Ивановна Салганова, Наталья Александровна Гафнер

Аннотация


С каждым годом растет число иностранных студентов, получающих образование в российских вузах. Возникают проблемы их социально-психологической и культурной адаптации. Это обусловливает необходимость детального исследования процесса адаптации и инкультурации этой категории студенчества. Наши выводы основываются на теоретических и методологических подходах к проблеме толерантности, адаптации и инкультурации иностранных студентов, данных международных и российских исследований, в том числе опыте регионов. Цель исследования – изучение современного состояния, уровня и степени адаптации иностранных студентов из стран Азии к новой социокультурной среде региона. Эмпирическую базу исследования составили данные самостоятельно проведенных авторским коллективом социологических исследований. В апреле–июне 2021 года в ходе личного интервью опрошено 2062 респондента в возрасте старше 18 лет (N = 2062). В исследовании приняли участие местное население Челябинской области (в разрезе крупные города – Челябинский, Магнитогорский, Миасский, Златоустовский, Копейский городские округа, средние и малые города (муниципальные районы) – Верхнеуфалейский, Чебаркульский, Южноуральский, Усть-Катавский городские округа, Коркинский и Каслинский муниципальные районы; сельская местность – Красноармейский, Варненский, Кунашакский, Верхнеуральский муниципальные районы). А также проведено интервью с 54 иностранными студентами Южно-Уральского государственного университета, средняя продолжительность беседы 90 минут. Разработка инструментария и обработка данных по результатам интервьюирования иностранных студентов осуществлялись по методике Л. В. Янковского. Результаты исследования показали высокий уровень толерантности студенчества Южного Урала, готовности принять в свое окружение представителей другой национальности, культуры. Это, в свою очередь, является ведущим фактором успешной адаптации иностранных студентов из стран Азии в России.


Ключевые слова


адаптация; толерантность; иностранные студенты; мигранты; страны Азии

Полный текст:

PDF

Литература


Теремова, Р. М., Артамонова, В. В. Толерантность как основа адаптации иностранных студентов в условиях российского социума / Р. М. Теремова, В. В. Артамонова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2007. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-kak-osnova-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-rossiyskogo-sotsiuma (дата обращения: 08.09.2021).

Дмитриев, А. В., Пядухов, Г. А. Мигранты и социум: интеграционный и дезинтеграционный потенциал практик и взаимодействия / А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов. – URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2011-12/Dmitriev.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

Малинина, И. Н. Механизмы адаптации и адаптационный потенциал личности / И. Н. Малинина // Будущее клинической психологии – 2017: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (27–28 апреля 2017 г.). – Пермь: ПГНИУ, 2017. – Вып. 11. – C. 101–106. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54224/1/m-978-5-7944-2965-7_2017.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

Паршина, Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т. О. Паршина // Социологические исследования. – № 8. – 2008. – C. 100–106. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/964/633/1219/Parshina_15.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

Константинов, В. В. К вопросу о понятии "адаптация" / В. В. Константинов / Проблемы cоциальной психологии личности. Сборник тезисов по проблемам психологии личности. – Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского: 2008. – URL: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml (дата обращения: 09.09.2021).

Selye, H. Stress without Distress / H. Selye. In: Serban G. (eds) Psychopathology of Human Adaptation. – Springer, Boston, MA., 1976. – URL: https://doi.org/10.1007/978-1-4684-2238-2_9 (дата обращения: 08.09.2021).

Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.

Wilson, T. D. Human information behavior. Informing science / T. D. Wilson. – Vol. 3 (2). – 2000. – P. 49–56. – URL: https://www.researchgate.net/publication/270960171_Human_Information_Behavior (дата обращения: 08.09.2021).

Варшавер, Е. А., Рочева, А. Л., Иванова, Н. С. Информационное поведение мигрантов из Средней Азии в контексте изменения миграционного законодательства / Е. А. Варшавер, А. Л. Рочева, Н. С. Иванова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2017. – № 1. – С. 182–195.

Hagan, J. M. Social networks, gender, and immigrant incorporation: Resources and constraints. / J. M. Hagan. American sociological review. – 1998. – Vol. 63 (1). – P. 55–67.

Кривцова, И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) / И. О. Кривцова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8–2. – С. 284–288. –

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27948 (дата обращения: 06.09.2021).

Берестнева, О. Г. Проблема адаптации иностранных студентов как проблема адаптации субъекта деятельности к измененным условиям / О. Г. Берестнева, О. В. Марухина, Д. О. Щербаков // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 340. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20848456& (дата обращения: 05.09.2021).

Шевелев, Г. Е. Информационная система для оценки адаптации иностранных студентов / Г. Е. Шевелев, Л. И. Кабанова, Е. В. Михальченко // Вестник науки Сибири. – 2012. – № 1 (2). – С. 134–138. – URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/15973 (дата обращения: 05.09.2021).

Adorno, T. W., Frankel-Brunswik, E., Levinson, D. J., Sanford, R. N. The authoritarian Personality / T. W. Adorno, E. Frankel-Brunswik, D. J. Levinson, R. N. Sanford. – N.Y., 1950.

Pettigrew, T. F. The authoritarian personality. In G. Ritzer & J. M. Ryan (Co-Editors) / T. F. Pettigrew. Concise Blackwell Encyclopedia of Sociology. – Oxford, UK: Blackwell, 2011.

Allport, G. Nature of prejudice / G. Allport. – Cambridge, MA, 1954.

Балезина, Е. А., Форостян, В. В. Толерантность к иностранным студентам в российских вузах (на примере ПГНИУ) / Е. А. Балезина, В. В. Форостян // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2020. – Вып. 2. – С. 307–316. – DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-307-316 (дата обращения: 04.09.2021).

Василенко, Е. А., Долгова, В. И., Бароненко, А. С. Структура психологической готовности межкультурной коммуникации у студентов педагогического вуза с профильной подготовкой по иностранному языку / Е. А. Василенко, В. И. Долгова, А. С. Бароненко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 10. – С. 109–115.

Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л. В. Янковского) / Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. – С. 206–211.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.