Метаморфозы медиасистемы в ракурсе цифрового ускорения

Светлана Леонидовна Уразова

Аннотация


Вступление в третье десятилетие XXI века, справедливо именуемого цифровой эпохой в силу интенсивного освоения инновационных технологий, выявило немало существенных преобразований в национальном медиапространстве. Трансформации в сфере медиа особенно проявились в последние два-три года, и локдауны  Covid-19 сыграли в этих изменениях заметную, но все-таки косвенную роль. В настоящее время четко прослеживается новый медиаповорот, связанный с изменившимися предпочтениями аудитории, что не могло не оказать воздействия как на характер функционирования отечественного медиарынка, так и на деятельность медиаструктур, чьим приоритетом является ведение медиабизнеса. И таких поворотов в медиаиндустрии было несколько, начиная с 1990-х годов.  Даже при сопоставлении статистических данных в первом, втором и в начале третьего десятилетий цифрового века можно проследить активную динамику «пульсаций» медиаотрасли, следствием которых является освоение цифровых технологий, порождающих конфликтогенную среду. И это ставит немало вопросов в отношении реструктуризации современных медиасистем.

Разбору преобразований последних лет, оказавших воздействие на медиаиндустрию, посвящена данная статья. Ведь трансформации в медиа неизбежно вызывают дискурс среди теоретиков и практиков, обсуждающих тактику и стратегию реформирования.   Данные дискуссии протекают в виде разного рода встреч и конференций, ставших признаком сегодняшнего времени. Но проходят они уже не столько в очном, сколько в дистанционном формате. И этот факт еще одно подтверждение ускоренной цифровизации медиарынка. Тем не менее интерес представляет не только фиксация и прогнозирование воздействия цифровых технологий на современные медиасистемы, но также ретроспекция состояния отечественной медиаиндустрии, включая ее поэтапное продвижение в цифровую среду, что позволяет выявить причинно-следственные связи образовавшихся лакун и недостатков на нынешнем этапе.


Ключевые слова


метаморфозы, цифровые технологии, медиасистема, медиаповорот, трансформации, цифровое ускорение

Полный текст:

PDF

Литература


Кузичева Д. В России до 2025 года будет создано 3 млн рабочих мест ИИ и цифровизации. Телеспутник//URL.: https://telesputnik.ru/materials/gov/news/v-rossii-do-2025-goda-budet-sozdano-3-mln-rabochikh-mest-v-sfere-ii-i-tsifrovizatsii/?utm_source=newsletter&utm_medium=email (дата обращения: 10.12.2021).

Добринская Д.Е. Цифровое общество в социологической перспективе// Вестник Московского университете. Серия 18. Социология и политология, 2019. Т.25. № 4. С.175-192. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-175-192.

Уразова С.Л. Телевидение как институциональная система отражения социокультурных потребностей//диссертация … доктора филологических наук:10.01.10/ Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Москва, 2012. – 452 с.

Ricardo de Querol. Zygmunt Bauman: “Social media are a trap”. El Pais.Jan 25,2016//URL.:https://english.elpais.com/author/ricardo-de querol/#?rel=author_top ( дата обращения: 10.12.2021).

Суанова Ирина. Аудитория социальных сетей.Mediascope. 09.11.2021.

AvertMedia. Новости //URL.: http://www.avertmedia.ru/news/news-63.html (дата обращения: 10.12.2021).

Савченко Ирина, Первый канал: «Мы не делим людей на телезрителей и интернет-пользователей»//URL.: https://telesputnik.ru/materials/persony/interview/irina-savchenko-pervyy-kanal-my-ne-delim-lyudey-na-telezriteley-i-internet-polzovateley/?utm_source=newsletter&utm_medium=email (дата обращения: 10.12.2021).

Deloitte. Медиапотребление в России – 2021. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. – М., сентябрь 2021//URL.: https://www2.deloitte.com/ru/ru.html (дата обращения: 10.12.2021).

Видеостриминг: только контент или что-то еще?//URL.: https://www.pwc.ru/ru/industries/media-and-entertainment.html ( дата обращения: 10.12.2021)

Медиа и философия: грани взаимодействия: монография/ [Ф.П.Алексеенко, М.В.Бейлин, Л.М.Газнюк и др.]; под ред.Л.Н.Денисенко, С.А.Заветного. – Харьков, 2017. – 258 с.

Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. – СПб : Издательство РХГА, 20127 – 350 с.

Исследовательский Центр Медиафилософии. Официальный сайт//URL.: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/ (дата обращения: 10.12.2021).

Хренов Н.А.Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота//Вестник ВГИК, Том 12, №№ 1– 4, 2019.

Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования/В.М.Межуев. – СПб:СПБГУП, 20117 – 440 с.(URL.: https://vmmezhuev.ru/category/books/).

Вартанова Е.Л.Медиасистема России: Учеб.пособие для студентов вузов /Под ред.Е.Л.Вартановой. – М.:Издательство «Аспект Пресс», 2017. – 384 с.

Уразова С.Л., Кильпеляйнен Е.С. Виртуальная реальность и медиареальность: тенденции и прогнозы эволюции медиасистемы// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т.23. №4. С.410-421.

Уразова С.Л. Цифровая среда как конфликтогенное пространство//Век информации, № 4, 2017. С.33-40.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.