Преломление тенденций эпохи барокко в художественном наследии для саксофона композиторов второй половины XIX – начала XXI века

Антонина Михайловна Понькина

Аннотация


В рамках интереса к проблеме преломления композиторских тенденций и исполнительских традиций эпохи барокко в художественном наследии второй половины XIX – начала XXI столетия впервые проведен теоретический анализ большого пласта музыки для саксофона. В процессе исследования было выявлено, что реализация барочных тенденций весьма разнообразна и связана не только с их переносом в новую историческую среду и переосмыслением, но и в различной степени одновременным совмещением. Перенос исполнительских традиций определил появление опусов для ансамблей со строгим фактурным разделением инструментальных партий и не имеющих четкой функциональной регламентации состава; вариативный выбор между саксофоном и тесситурными разновидностями данной группы, а также струнными, другими духовыми и голосом; увеличение числа солистов путем привлечения однородных инструментов или в результате соединения саксофона с другими духовыми и струнными. Перенос композиторских тенденций охарактеризовался сохранением признаков, наследуемых жанровых и стилевых моделей. Это способствовало использованию барочных форм, принципов развития тематического материала, циклических закономерностей и др. Переосмысление стилевой модели, обусловило своеобразные аллюзийные «отсылки» к барочному периоду – цитирование опусов авторов интересующего нас времени; введение разнообразных программных подзаголовков, риторических фигур, барочных «кодов»; выбор тембра сопровождающего саксофон инструмента; соединение контрастных по характеру пьес «в пары».

Ключевые слова


барокко; тенденции; традиции; саксофон; тенденции эпохи барокко; барочные традиции; музыка для саксофона.

Полный текст:

PDF

Литература


Понькина, А. М. Эволюция академической музыки для саксофона второй половины XIX – начала XXI веков : монография / А. М. Понькина. – Москва : ФИЛИНЪ, 2020. – 240 с.

Александрова, Е. Л. Соотношение рельефа и фона в полифонических и смешанных жанрах западноевропейского барокко / Е. Л. Александрова // Университетский научный журнал. – 2016. – № 23. – С. 73–80.

Бочаров, Ю. С. На пути к систематизации форм инструментальной музыки эпохи барокко / Ю. С. Бочаров // Старинная музыка. – 2018. – № 2 (80). – С. 11–20.

Лаптев, Р. Г. Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне : дис. … кандидата искусствоведения / Р. Г. Лаптев. – Санкт-Петербург, 2005. – 247 с.

Проскурин, С. Г. Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции : монография / С. Г. Проскурин. – Курск : Курский государственный университет, 2007. – 240 с.

Шелудякова, Ю. В. Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко : автореферат дис. … кандидата искусствоведения / Ю. В. Шелудякова. – Саратов, 2008. – 23 с.

Батищев, И. В., Мануйлов, В. Н. Медные духовые инструменты в творчестве отечественных композиторов-авангардистов / И. В. Батищев, В. Н. Мануйлов // Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: традиции и инновации : сборник статей. – Москва : Военный университет, 2021. – С. 5–9.

Бочкова, Т. Р. Коды барокко в немецкой романтической органной сонате / Т. Р. Бочкова // Международный журнал исследований культуры. – 2019. – № 2 (35). – С. 114–122.

Понькина, А. М., Авилов, В. Н. Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра А. Глазунова: традиции и новаторство / А. М. Понькина, В. Н. Авилов // Культурная жизнь Юга России. – 2021. – № 4 (83). – С. 7–17.

Авилов, В. Н. Соната для саксофона и фортепиано Э. Денисова в запечатлении «вокального максимализма» саксофонного исполнительства / В. Н. Авилов // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : сборник статей. – Казань, 2020. – С. 265–269.

Beeson, R. E. The saxophone sonata in twentieth century America: chronology and development of select repertoire : DA dissertation / R. E. Beeson. – University of Maryland, 2011. – 39 р.

Bender, R. L. An annotated bibliography of published saxophone quartets (soprano, alto, tenor, and baritone) by American composers : DA dissertation / R. L. Bender. – Dean of the graduate school the University of Georgia, 2000. – 138 р.

Hemken, J. A. The mystery of the althorn (alto horn) Sonata (1943) by Paul Hindemith : DA dissertation / J. A. Hemken. – University of North Texas, 2015. – 38 р.

Lundegård, A. O. Background and emergence of the Swedish saxophone concerto – Lars-Erik Larsson, Op. 14 : DA dissertation / A. O. Lundegård. – University of Stockholm, 2002. – 236 р.

Pérez, B. N. African-American composers for the Concert saxo-phone: a look at three prolific composers : DA dissertation / B. N. Pérez. – University of Maryland, 2014. – 96 р.

Samól, D. Saxophone music by polish composers. Selected works / D. Samól. – Szczecin : Published by Akademia Sztuki w Szczecinie, 2018. – 436 р.

Stambler, D. B. Selected solo music for saxophone by United States Composers: 1975-2005 : DA dissertation / D. B. Stambler. – University of Maryland, 2006. – 30 р.

Walters, B. A. Analytical concepts of elements of sonata theory applied to selected saxophone music of Jindřich Feld : DA dissertation / B. A. Walters. – University of Georgia, 2012. – 99 р.

Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке / А. Н. Сохор. – Москва : Музыка, 1968. – 103 с.

Холопов, Ю. Н., Ценова, В. Н. Эдисон Денисов / Ю. Н. Холопов, В. Н. Ценова. – Москва : Издательское объединение «КОМПОЗИТОР», 1993. – 288 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.