Московский кинотеатр «Художественный» в период революционных перемен

Евгений Владимирович Волков

Аннотация


В статье представлена реконструкция истории московского кинотеатра «Художественный» периода Российской революции и Гражданской войны как социального пространства на трех уровнях (согласно концепции французского философа и социолога Анри Лефевра): «репрезентация пространства», «пространственные практики», «пространства репрезентации».  С точки зрения «репрезентации пространства», то есть архитектурного облика и внутреннего убранства кинотеатр «Художественный» в этот период перемен практически мало отличался от дореволюционного времени. Но «пространственные практики» изменились в сторону проведения общественных мероприятий в здании кинотеатра, и агитационных материалов, которые нередко размещались в фойе. Если говорить о «пространствах репрезентации», то для зрителей кинотеатр во многом оставался местом досуга и развлечения, где преимущественно демонстрировалась зарубежная и дореволюционная кинопродукция. Видимо, впервые стала активно вводится практика детских сеансов.  В то же время на экране кинотеатра шли различные агитационные ролики, хроника и документальные фильмы, что давало зрителям новую информацию о событиях в стране, но с определенными идеологическими установками. Как выстраивались «пространства репрезентации», как зритель себя чувствовал в кинотеатре, что ему нравилось, а что нет?  Без выявления и изучения эго-документов дать ответы на эти вопросы не представляется возможным.


Ключевые слова


киносеть, кинотеатр «Художественный», социальное пространство, Москва, Российская революция, Гражданская война, досуг, пропаганда

Полный текст:

PDF

Литература


Лихачев, Б.С. Кино в России (1896–1926). Материалы к истории русского кино. Ч. 1. 1896–1913 / Б.С. Лихачев. – Л., 1927.

Цивьян, Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России, 1896–1930 / Ю.Г. Цивьян. – Рига, 1991.

Ковалова, А.О. Кинематограф в Петербурге, 1896–1917. Кинотеатры и зрители / А.О. Ковалова, Ю.Г. Цивьян. – СПб. 2011.

Фомин, В.И. История российской кинематографии: управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров. (1896–1940) / В.И. Фомин, И.Н. Гращенкова, М.И. Косинова. – М., 2016.

Фомин, В.И. История российской кинематографии (1941–1968): управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров / В.И. Фомин, И.Н. Гращенкова, М.И. Косинова. – М., 2019.

Михайлов, В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы / В.П. Михайлов. – М., 1998.

История кинотеатров Москвы. – М., 2020.

Девяносто лет истории русского кинотеатра [«Аврора», Невский, 60]. – СПб., 2004.

Кинотеатр Госфильмофонда России «Иллюзион»: вчера, сегодня, завтра / сост. В.С. Соловьев, З.Г. Шатина, Ю.А. Зольникова. – М., 2008.

Котович, Т.В. «Рекорд»/«Спартак» / Т.В. Котович. – Витебск, 2019.

Payer, P. Das Kosmos-Kino: Lichtspiele zwischen Kunst und Kommerz / P. Payer, R. Gokl – Wien, 1995.

Lefebvre, H. La production de l’espace / H. Lefebvre – Paris, 1974

Лефевр, А. Производство пространства / пер. с фр. / А. Лефевр. – М., 2015.

Иванов, В.И. Арбат. От Арбатской площади до Бородинского моста – все существующие здания, их творцы и судьбы / В.И. Иванов. – М., 2017.

Отчет правления акционерного общества «А. Ханжонков и Кº» в Москве за 1915 г. М., 1916.

Ханжонков, А.А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания / А.А. Ханжонков. – М.-Л., 1937.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2473. Оп. 1. Д. 319.

Центральный государственный архив Москвы (ЦГАМ). Ф. Р-265. Оп.1. Д. 34.

Косинова, М.И. Дистрибуция и кинопоказ в России: история и современность / М.И. Косинова. Рязань, 2008.

РГАЛИ. Ф. 989. Оп.1. Д. 126.

Иванов, В.С. Московский художественный кинотеатр (опыт работы) / В.С. Иванов, Ю.Н. Емельянов. М., 1936.

ЦГАМ. Ф. Р-265. Оп. 1. Д. 3.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.