Медиаинформационная грамотность современной молодежи: социологический анализ

Елена Ивановна Салганова, Сергей Сергеевич Бредихин, Елизавета Витальевна Щетинина

Аннотация


В статье на теоретическом и методологическом уровне раскрываются аспекты медиаинформационной грамотности обучающейся молодежи. Актуализируется значимость таких ключевых компонентов как цифровое поведение молодежи в медиапространстве, в том числе цифровая их безопасность. Опираясь на деятельностный подход, личность рассматривается как субъект цифровой реальности, носитель навыка цифровой грамотности. Помимо этого, в статье приводятся некоторые результаты социологического исследования информационной грамотности современной молодежи Челябинской области, проведенных авторским коллективом в апреле 2021 года. Цель исследования - выявить уровень медиаинформационной грамотности обучающейся молодежи Челябинской области. Всего в сплошном опросе приняли участие 11 565 обучающихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов техникумов, колледжей, училищ и вузов области. Анализ результатов исследования позволил выявить наиболее актуальные в среде обучающейся молодежи каналы получения информации в виртуальном пространстве и оценить уровень доверия к ним; исследовать вовлеченность обучающихся в онлайн-коммуникацию в социальных сетях, в том числе сформированность у них навыков распознания угроз виртуального пространства; оценить эффективность реализации комплекса профилактических мероприятий в образовательных организациях и вовлеченности обучающихся в профилактическую работу в области противодействия деструктивным идеологемам; проанализировать сформированность и устойчивость обучающихся к влиянию деструктивного контента в Интернет-пространстве.

Ключевые слова


Интернет; информационная грамотность; медиапространство; обучающаяся молодежь; цифровая безопасность; цифровая грамотность; цифровое поведение

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.