Трансформация темы детства в России в условиях Первой Мировой и Гражданской войн (по материалам историографии и детских журналов)
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу трансформации детства в период Первой мировой и Гражданской войн 1914 – 1922 гг. Впер-вые тема детства в эпоху войн была затронута зарубежными исследователями. В современной российской историографии также существует ряд работ, посвященных детству. Основные проблемы военного детства связаны с такими сюжетами, как мобилизация детей и юношей, трансформация поведенческих практик, государственная политика в отношении юных граждан. Более изученным является военное детство эпохи Первой мировой, дефицит источникового материала обусловил малоиследованность детства периода Гражданской войны. Источниковую базу данной статьи составили детские журналы, в частности, журналы, издававшиеся взрослыми для детей, а также рукописные журналы школьников. Основные исследовательские вопросы касаются детского «ответа» на взрослые военные дискурсы; особенностей военной и политической риторики на страницах школьных газет и журналов. Дискурсивные изменения детских нарративов и нарративов для детей тесно связаны с транс-формацией представлений о детстве в военные годы. Автор приходит к выводу, что, несмотря на общественную «охранительную политику» в отношении детей, попытки декларировать отказ от милитаризации и мобилизации детства, юное граждане России были активно включены в военные и политические процессы в результате влияния пропаганды.
Ключевые слова
Первая мировая и Гражданская войны, история детства, дет-ские/школьные журналы, трансформация детства
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.