Неизвестный Головницкий. Творческий поиск в станковых произведениях скульптора

Илья Васильевич Царинный

Аннотация


Статья посвящена анализу формально-стилистических особенностей станковых произведений народного художника РФ, академика Льва Николаевича Головницкого (1929-1994). Исследование стилистических особенностей позволило сделать вывод о разноплановости композиционного дарования скульптора, отраженных в станковом жанре. В этой области не существовало политической и идеологической ангажированности, что позволило экспериментировать с формой и пластикой. Отмечен постоянный круг тем, свойственный мастеру, - это большие человеческие и гражданские темы, темы подвига и героических событий своего времени. В качестве материала для анализа были исследованы станковые произведения, хранящиеся в музейных собраниях России. Впервые вводятся в научный оборот фотографии несохранившихся станковых произведений скульптора. Редкие кадры подтверждают широту познаний скульптора в области формообразования и стилистически близки к модернистским поискам. Комплексные методы исследования позволили определить, что скульптор активно использовал графические приемы, методы стилизации, обобщения и внутри композиционных ритмических построений. В статье подчеркивается важность исследования графических листов мастера наряду со скульптурой, так как многие графические и ритмические находки отразились в пластике. Отдельного внимания заслуживает педагогическая деятельность Л. Н. Головницкого, воспитавшего известного бурятского скульптора Д. Б. Намдакова на основе собственных уникальных принципов подхода к композиции.

Ключевые слова


Л. Н. Головницкий; станковая скульптура; российская скульптура; композиция в скульптуре; формальный поиск; специфика пластического языка.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.