Герменевтическое «прочтение» мировоззренческих смыслов в искусстве символизма

Сергей Анатольевич Жук, Ольга Николаевна Кузнецова

Аннотация


Статья посвящена искусству символизма, «язык» которого представляет определенную трудность для его понимания, поскольку носит условный (символический) характер. В качестве исследуемого художественного материала рассматриваются картины художника символиста М.А. Врубеля, посвященные теме Демона («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»), а также акварель «Голова Демона на фоне гор». Основной задачей является авторское прочтение глубинных, мировоззренческих смыслов в названных работах художника, абстрагируясь от устоявшихся в публикациях оценочных сте-реотипов.
С учетом специфики предмета и поставленной задачи, в работе актуализируется проблема метода, что сообщает статье собственно методологический характер и придает ей дополнительную теоретическую значимость.
В качестве методологической базы в данной работе выступает герменевтическая логика. Именно этим обстоятельством обусловлен еще один уровень актуальности настоящей статьи, поскольку ис-пользование герменевтики как метода в научных изысканиях – явление редкое. Основные этапы «герменевтического следования» в тексте статьи сопровождаются необходимыми разъяснениями
Использование герменевтической логики в данной работе позво-ляет выявить глубинные смыслы картин М. Врубеля, связанные с мировоззренческими взглядами художника (философия Ф. Ницше, А. Шопенгауэра) и их интерпретацией в «призме выбора» сверхличности (Демона).

Ключевые слова


искусство, символизм, методология, текст, герменевтика, реконструкционная гипотеза.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.