Ненадежная наррация и ненадежная фокализация в произведениях неклассической парадигмы художественности

Мария Александровна Смоленская

Аннотация


Статья посвящена категории ненадежного нарратора и ненадежного фокализатора в русской литературе конца XIX – начала XX века. Рассматриваемые тексты относятся к неклассической парадигме художественности. Эпоха модернизма привлекает читателя к сотворчеству, а фигура ненадежного нарратора позволяет автору вовлечь его в эту «игру». На материале произведений указанной парадигмы разграничиваются понятия ненадежного нарратора и ненадежного фокализатора. Выявлены подтипы ненадежного фокализатора в зависимости от причины ненадежной оптики – наивность, ограниченная информированность, изменения в психике, девиантное поведение, измененная картина мира. Нарратор, сознательно обманывающий, и нарратор, сталкивающий в тексте точки зрения на одно событие, признаны ненадежными. Изменение повествовательных техник – фрагментарность, множественность точек зрения, усложнение авторских стратегий ведут к усложнению нарратива и появлению ненадежного повествования и ненадежной фокализации в текстах указанного периода. Частотность использования ненадежности позволяет говорить об этой стратегии как заметной черте произведений неклассической парадигмы художественности.

Ключевые слова


ненадежный нарратор; фокализация; точка зрения; событие; неклассическая парадигма художественности

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.