Конфликт менталитетов в женской уральской провинциальной школьной среде в 1920-e – середине 1930-х гг.

Вера Анатольевна Журавлева, Мария Ильинична Мирошниченко, Надежда Петровна Палецких, Виталий Семенович Толстиков

Аннотация


В статье рассматриваются особенности менталитетов различных категорий женщин в уральской провинции, связанных со школьной средой. Установлено, что на первом этапе самого свободного первого пятнадцатилетия советской власти (в 1921–1927 гг.) наряду с создаваемыми новыми школами продолжали функционировать прежние типы школ (старообрядческие, казачьи, толстовские, мусульманские, меннонитские и т.п.), в которых учебный процесс был организован по-старому. Выявлены несколько групп в среде учительниц, родителей, школьников, представители которых отстаивали свои интересы в условиях проявления тенденции к универсализации образования, включения в учительский труд и школьную жизнь общественной ра-боты, которую они рассматривали либо как средство проведения принципиально неприемлемых идей, либо как излишнее обременение. На втором этапе (с 1928 по 1932 гг.) этатистские тенденции в образовании усиливались, от учителей все настойчивее требовалось активное участие в агитационной и пропагандисткой и другой общественной работе. Делается вывод, что подобные протестные настроения и действия против вмешательства пролетарского государства были не часты, однако и не составляли исключения, представляя собой несоветский дискурс социально значимого поведения.

Ключевые слова


история ментальностей, менталитет, «красное учительство», «толстовки», «интеллигентки»

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.