Пейзаж в творчестве художников Урала 1960–1970-х годов

Ольга Автономовна Ковтун, Екатерина Николаевна Кондакова

Аннотация


Представители гуманитарных наук отмечают в современном мире, наряду с глобальным кризисом культуры, кризис идентичности человека, связанный с разрушением традиционной системы ценностей. Потребность в определении идентичности, а также активное включение уральского искусства в мировой художественный процесс актуализирует изучение региональных пейзажных школ 1960–1970-х годов, которые аккумулируют философские концепты русской культуры. Пейзажные школы 1960–1970-х годов стали предвестием перемен, как в отечественном искусстве, так и стимулом к выявлению черт уральской общности в творчестве уральских художников в контексте общесоюзного искусства указанного времени.
Статья посвящена анализу развития пейзажного жанра на примере произведений художников Урала 1960-1970-х годов, представленных в музейных собраниях Урала и выявлению стилевых особенностей и своеобразия уральской пейзажной живописи. Методологической базой в данной статье является комплексный подход, позволяющий рассмотреть пейзаж Урала как целостное, динамичное, развивающееся явление. Культурно-исторический подход позволил интерпретировать тему национального пейзажа в творчестве уральских художников и его значительную роль в формировании ментальности и творческой личности художника. Методы искусствоведческого анализа: формально-стилистический, иконологический и сравнительно-стилистический позволили выявить стилевые и образно художественные черты уральского пейзажа. В статье обосновывается и конкретизируется значимость пейзажного жанра для художественной жизни уральского региона в 1960-1970 х годов и его роль в формировании концепта образа Урала в общесоюзном художественном процессе указанного времени, когда были созданы классические произведения новой стилистики.

Ключевые слова


пейзажный жанр, уральская пейзажная живопись, суровый стиль, идентичность, региональная культура, ментальность

Полный текст:

PDF

Ссылки