А.И. Куприн-огородник: самопрезентация писателя в литературных интервью эпохи модерна
Аннотация
В статье исследуется жанр «литературное интервью» на примере творческих высказываний в прессе А.И.Куприна в начале XX века. Показывается, что в момент зарождения жанра были заложены принципы и роли взаимодействия интервьюера и интервьюируемого, сформированы ожидания читательской публики от формально-содержательных особенностей жанра. Повышенный интерес к частной жизни литераторов отмечается как характерная черта модерна, приоткрывающего тайны экстраординарных персон. Жанр интервью рассматривается в контексте эволюции литературной формы портрета в условиях формирования массовой культуры. В научный оборот вводятся новые научные материалы, ранее не рассматривающиеся в контексте нарратива самоосмысления литераторов. Векторы самопрезентации А.И.Куприна показаны как творческая тактика, опыт взаимодействия с читателем, подготовленным традицией реализма XIX века к «неприкрытой правде жизни». Публичная позиция писателя обусловлена его работой в прессе, творческими симпатиями и ориентирами (Куприн-наследник традиции пушкинского и толстовского письма; противник авангардной литературы), позиционированием себя как творца, готового впустить читателя в творческую лабораторию, близкого миру простому, «непоэтическому». Ролевая модель автора – экспертирование больных точек современности (армейской жизни, проституции, жизни советской России).
Ключевые слова
литературное интервью; русский модернизм; эго-нарратив; журналистика; история журналистики; СМИ; средства массовой информации; медиатексты; медиадискурс; речевые жанры; периодическая печать; интервьюеры; интервьюируемые, А.И. Куприн
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.