Рассказ Константина Коровина «Вечер весны»: к вопросу о специфике прозы художника

Нина Владимировна Барковская, Елена Анатольевна Сунцова

Аннотация


Статья посвящена анализу прозы К. Коровина – выдающегося художника и театрального декоратора рубежа XIX - XX вв. Мемуары Коровина позволяют рассмотреть отличие прозы художника от прозы не-художника. Проза Коровина характеризовалась в предисловиях к альбомам репродукций, в статьях, посвященных творчеству художника. В центре внимания анализа – соотношение и функции изобразительности и нарративности в рассказе «Вечер весны». В качестве сопоставительного материала привлекаются лирическая проза Бунина и фрагмент из лирико-философской поэмы Пришвина «Фацелия». Анализ рассказа «Вечер весны» подтвердил мысль о том, что проза художника имеет основным содержанием эстетическую рефлексию и саморефлексию. Однако у Коровина на первом плане оказывается не объект и не субъект творчества, а сам творческий процесс. Наряду с описательным (пейзажным) компонентом присутствует и сюжетный план, автор выступает в роли нарратора. Именно в сюжетных рассказах Коровин наиболее отчетливо говорит о той тайне природы, которая скрыта за визуально-чувственной стороной, и эта тайна сродни тайне художнического дара. В случае Коровина живопись и литература дополняют друга, поскольку и та, и другая – виды искусства. Коровин – художник в широком смысле слова, то есть человек-артист, живущий творчеством, и артистизм составляет суть его таланта.

Ключевые слова


импрессионизм в русской литературе, мемуарно-биографическая проза, взаимодействие видов искусства, творческая саморефлексия

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.