Графическая композиция стиха русской поэзии XVIII века
Аннотация
Статья посвящена исследованию актуального вопроса в отечественном литературоведении – графическому облику поэтических произведений. Анализ трудов ученых, посвященных визуальным компонентам художественных текстов, позволяет говорить о важной роли не только разных графических приемов, но и графической композиции (расположении) произведений на странице, особенно стихотворных. Целью данной статьи является изучение типов графической ком-позиции стиха в русской силлабо-тонической поэзии XVIII века (в сопоставлении с силлабической поэзией XVII в.). В качестве материала были использованы поэтические произведения 23 русских авторов данного периода. Комплекс методов исследования позволил нам вы-делить 9 типов графической композиции стиха в поэзии XVIII в.: традиционную графику, контрастную, смещенную, унифицирующую, рассеченную, фигурную, дробную, шахматную и комбинированную. Анализ их функционирования показал доминирование традиционной графики, что соотносится с общим представлением о русской классической поэзии, и контрастной графики, что служит формальным показателем желания поэтов графически маркировать вольный стих и за-рождающийся говорной стих. Остальные типы графической композиции стиха призваны либо преодолеть визуальное однообразие строк, либо выделить стиховую форму, либо подчеркнуть взаимосвязь замысла и формы его воплощения. В статье также удалось установить поэтов, склонных к экспериментам с графическим расположением: М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. А. Ржевского.
Ключевые слова
визуальный / графический облик поэтических произведений, графика, графическая композиция стиха, русская поэзия XVIII века
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.