Симфоническая картина как часть оперы в творчестве отечественных композиторов XIX века

Ольга Федоровна Ширяева

Аннотация


В статье впервые раскрываются особенности начального этапа формирования жанра симфонической картины, происходящего в рамках оперного спектакля. Яркая образность, особое значение в драматургии и композиции музыкально-сценического произведения, важная роль в раскрытии художественного замысла оперы способствовали обогащению содержания симфонических эпизодов, преобразованию симфонической картины в автономное явление и направлению пути его дальнейшего развития. Существование симфонической картины внутри оперы имело огромное значение для формирования имманентных черт нового жанра.
Рассмотренные в статье примеры демонстрируют разные типы симфонических картин с точки зрения масштабов, места в спек-такле, степени обособленности от вокальных номеров. В результате исследования выявлена тенденция все большего обособления симфонической картины от оперного жанра: уже к середине XIX столетия оркестровый жанр получает статус самостоятельного явления. Отмеченная роль симфонической картины в развитии художественной идеи, образов, персонажей, музыкально-тематического содержания оперного спектакля позволила выявить специфические средства музыкальной выразительности с ведущим значением звукоподражания и звукоизобразительности. Также наблюдается связь с пластическими видами искусства – живописью, скульптурой, архитектурой, что обуславливает импульс дальнейшего развития симфонической картины в рамках программного симфонизма.

Ключевые слова


Ключевые слова: жанр; симфоническая картина; программная музыка; звукоподражание; звукоизображение; принцип контраста.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.