Функции художественного пространства в русской фантастической прозе XIX века (на примере повести В. Ф. Одоевского «Косморама»)

Юлия Сергеевна Коробейникова, Юлиана Григорьевна Пыхтина

Аннотация


В данной статье рассматриваются функции художественного пространства в повести В.Ф. Одоевского «Косморама», относящей-ся к начальному этапу становления и развития русской фантастической прозы. Опираясь на классификации функций художественного пространства, разработанные отечественным литературоведением, мы описали жанрообразующую, психологическую, характерологическую и сюжетообразующую функции. Выделенную М.М. Бахти-ным характерологическую функцию, мы, вслед за Е.М. Букаты, разделили на характерологическую и психологическую, что позволило подробно рассмотреть способы влияния пространства на внутреннее состояние героев литературного произведения. Исследование показало, что наряду с признанными функциями художественного пространства (психологической, которая определяется образами дома и псевдодома; характерологической, создающей пространственные оппозиции «свое, безопасное – чужое, опасное»; сюжетообразующей, которая зависит от перемещения героев) спе-цифику пространственной организации фантастической повести В.Ф. Одоевского «Косморама» определяет в наибольшей степени фантастический элемент, выполняющий жанрообразующую функцию и отвечающий за развитие сюжета, формирование типа героя и само образование пространства. Помимо этого, рассматривая функции художественного пространства в данной повести, мы обнаружили характерные особенности литературы ужаса, что позволяет нам определить данную повесть как фантастическую повесть с предпосылками жанра ужаса.

Ключевые слова


фантастическая литература; фантастическая повесть XIX века; пространственная организация; функции художественного пространства; литература ужасов.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.