К проблеме негативной аксиологии в художественном мире Ф. М. Достоевского

Чеслав Антонович Горбачевский

Аннотация


В данной статье в проекции взгляда представителей отечественной литературной и религиозно-философской критики рубежа XIX–XX вв. (в диапазоне от В. В. Розанова до А. Ф. Лосева) интерпретируется ряд образов персонажей художественного мира Ф. М. Достоевского с точки зрения различных аксиологических подходов и ценностей. Пристальное внимание уделено ложно понимаемой свободе, ее подмене своеволием / безграничной свободой рядом персонажей Ф. М. Достоевского: Раскольниковым из «Преступления и наказания», подпольным парадоксалистом повести «Записки из подполья» и персонажами романа «Бесы» Петром Верховенским, Шигалевым и Кирилловым. Рассматривается специфика каждой из этих подмен, истоки ее формирования, эволюция, связь с верой и атеизмом, парадоксальность и итоговые результаты подобной субституции. Неудавшиеся антропологические эксперименты героев Ф. М. Достоевского – это попытки выйти за границы человечности. В персонажах-своевольцах Ф. М. Достоевский показывает ужасающие пределы, к которым стремятся некоторые из его персонажей, вставших на путь бунта, самозваного деспотичного права или религиозного атеизма. Такой выбор часто обращается в пародию на свободу, а религиозный бунт превращается в карикатуру силы.

Ключевые слова


аксиология; категория свободы; своеволие; человекобог; самоубийство

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.