Струнные квартеты композиторов Южного Урала в свете некоторых тенденций развития жанра в отечественной музыке второй половины XX века

Наталья Леонидовна Соколова

Аннотация


В статье впервые рассматривается квартетное творчество композиторов Южного Урала в свете тенденций, характерных развитию жанра смычкового квартета в отечественной музыке второй половины XX столетия. Автор изучает особенности претворения в сочинениях для двух скрипок, альта и виолончели фольклорного начала, специфику привлечения вербального компонента, а также определяет ведущие средства художественной выразительности, способствующие воплощению авторских концепций. Так, народно-песенные интонации составили основу тематизма квартетных циклов Е. Г. Гудкова и М. Д. Смирнова. Введение в инструментальный ансамбль «слова автора» в виде программных названий сочинений, в общих чертах раскрывающих их образную суть, а также развёрнутых пояснений художественной концепции опуса и способов её сценического воплощения, стало характерной приметой квартетных сочинений А. Д. Кривошея и Т. Ю. Шкербиной. Вместе с тем каждый из квартетов Т. Ю. Шкербиной ― пример индивидуальной авторской идеи и средств её реализации, где осуществляются поиски специфической квартетной фоносферы, способной воплотить уникальный замысел композитора.
В результате автор статьи приходит к выводу, что квартетное творчество композиторов Южного Урала ― ценный пласт отечественной музыки с многогранным образным миром, в котором, несмотря на оригинальность идей, поиски и эксперименты в области техник письма и инструментальных средств выразительности, сохраняется традиционная эстетическая трактовка жанра как сферы глубоко личных эмоций и философских размышлений современного художника, высказанных «от первого лица».

Ключевые слова


квартетное творчество; композиторы Южного Урала; отечественный струнный квартет XX века.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.