Мастера церковно-певческого ис кусс тва при дворе царя Ивана Грозного

Николай Павлович Парфентьев

Аннотация


Письменные источники свидетельствуют, что деятельность наиболее выдающихся москов-
ских мастеров церковно-певческого искусства XVI в. проходила в тесной связи с главными
центрами сосредоточения лучших достижений русской средневековой музыки — с государе-
вым и митрополичим (патриаршим) хорами. Из источников также явствует, что складывание Московской школы как особого творческого направления в древнерусской авторской музыке завершалось несколько позже, чем Новгородской. Решающую роль на этом этапе суждено было сыграть мастерам, прошедшим обучение в Новгороде Великом. Из них особо следует отметить дидаскала и распевщика Федора Крестьянина, распевы которого для музыкальных теоретиков конца XVI—XVII вв. стали олицетворением «московского пения». Яркое авторское творчество в ту эпоху вовлекало в свою сферу и рядовых столичных мастеров, и высоких царствующих особ, первым из которых стал царь Иван Грозный.


Ключевые слова


древнерусское церковно-певческое искусство, мастера Московской школы, государевы певчие дьяки, царь Иван Грозный, распевщик Фёдор Крестьянин.

Полный текст:

PDF

Литература


ААЭ. — Т. 1. — СПб., 1836.

ААЭ. — Т. 2. — СПб., 1836.

АИ. — Т. 1. — СПб., 1841.

Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России / Изд. А. Федотов-Чеховский. — Т. 1. — Киев, 1860.

Альшац, Д. Н. Новый документ о людях и приказах Опричного двора Ивана Грозного после 1572 г. / Д. Н. Альшиц //

Исторический архив. — Т. 4. — М. ; Л., 1949.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.