Симфонизм в творчествЕ М. К. Чюрлениса (к изучению специфики преломления музыкальных жанров в живописи)

Наталья Владимировна Парфентьева, Екатерина Андреевна Андреева

Аннотация


Темой исследования является проблема «музыкальной» живописи. В статье раскрывается
специфика отражения и преломления музыкальных жанров в живописи на примере изучения живописных произведений М.К. Чюрлениса «Соната моря» и «Фуга». Анализ выполняется с точки зрения синтеза музыкальных и присущих живописи средств художественной выразительности. Выявляется взаимодействие музыки и живописи, рассматриваются внесённые художником в произведения принципы музыкального формообразования и развития таких жанров как сонатное allegro и фуга. Авторы приходят к выводу, что Чюрленис в своих опытах поднялся до уровня симфонизма как философски-обобщающего принципа отражения пространственно-временных связей в искусстве.


Ключевые слова


М. К. Чюрленис, «Соната моря», «Фуга», «музыкальная» живопись, музы- кальные жанры, сонатное allegro, фуга, пространственно-временные связи в искусстве.

Полный текст:

PDF

Литература


Иванов, В. Чюрленис и проблема синтеза искусств /

В. Иванов // Аполлон. — 1914. — № 3.

Ландсбергис, В. Творчество Чюрлениса. Соната

весны / В. Ландсбергис. — Л. : Музыка, 1975.

Розинер, Ф. Я. Гимн солнцу / Ф. Я. Розинер. — М. :

Молодая гвардия, 1974.

Уразлова, О. В. В поисках смысла: о концеп-

ции трагического в творчестве М. К. Чюрлениса /

О. В. Уразлова

// Культура и искусство в памятниках и

исследованиях. — Вып. 2. — Челябинск : ЮУрГУ, 2003. —

С. 166—177.

Уразлова, О. В. Особенности живописной системы

М. К. Чюрлениса : дипломная работа // О. В. Уразлова

; ЮУрГУ. — Челябинск, 2005.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.