Певческий цикл «Тропари Иорданские» как пример авт орского творчеств а мастера Федора Крестьянина (ум. ок. 1607)

Наталья Владимировна Парфентьева

Аннотация


Певческий цикл выдающегося распевщика Федора Крестьянина обнару-
жен среди записей государевых певчих дьяков и датируется 1600 г. Изучение
списков цикла XII—XVII вв. позволило восстановить историю его развития.
На основе авторского тектологического формульно-структурного метода
установлены особенностии творчества выдающегося мастера, проявившиеся
прежде всего в изложении более простыми невмами ранее зашифрованных
сложных тайнозамкненных начертаний формул Путевого стиля. Теоретиче-
ское исследование позволило впервые восстановить методику и последова-
тельность практического занятия государевых певчих дьяков по изучению
цикла тропарей 14 октября 1600 г. В статье также изложена методика перевода
цикла с древней невменной на современную нотацию и раскрыты образно-
смысловые связи текста и напева


Ключевые слова


древнерусское певческое искусство, Путевой стиль, мето- дика расшифровки невменной нотации, «Тропари иорданские», тектологический формульно-структурный метод исследования, государевы певчие дьяки, Федор Крестьянин

Полный текст:

PDF

Литература


РНБ. Q. 1.1101. Л. 201. Подробнее о жизни и дея-

тельности мастера, напр., см.: Парфентьев Н. П. Выдаю-

щийся московский распевщик XVI — начала XVII в. Фе-

дор Крестьянин и его произведения // Н. П. Парфентьев

Выдающиеся русские музыканты XVI—XVII ст. : избр.

науч. ст. — Челябинск : ЮУрГУ, 2005. — С. 43—66.

В сборниках певчих дьяков находим соответствую-

щие ссылки. Например, в Стихираре (РГАДА. Ф. 188.

Оп 1. № 1573) содержатся указания: «Сии стих писан в

столпцах розводных» (Л. 86, 161об., 220, 366об.), «Списа-

ны в четвертную тетрать» (Л. 165), «Сии стих в столпцах

розводных строк» (Л. 365) и др.

Царский выход в день Богоявления (6 января) был

одним из самых торжественных. Особая роль отводилась

певчим, сопровождавшим действо песнопениями. См.:

Забелин И. Е. Царский выход в день Богоявления // Мо-

сквитянин. — Ч. 1. — 1850. — С. 19—25.

РГАДА. Ф. 188. № 1584. Л. 1.

Подробнее см.: Парфентьева Н. В. Певческий цикл

«Тропари иорданские» в русской рукописной традиции

XII—XVII вв. // Культура и искусство в памятниках и

исследованиях : сб. науч. тр. — Вып. 5. — Челябинск :

ЮУрГУ, 2007. — С. 83—99.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.