«Словарные» приемы организации материала в трактате «Ключ разумения» Тихона Макарьевс кого

Наталья Викторовна Мосягина

Аннотация


«Ключ разумения» — крупнейший музыкально-теоретический трактат
конца XVII в. Его автор — монах Тихон Макарьевский — показал систему
соотношения между древней знаменной и новой для России «киевской»
нотациями. «Ключ» дает различную информацию о знаменах, фитах, ли-
цах и строках, которая представлена в виде разводов дробным знаменем
с киноварными пометами и нотолинейных строк. Данному музыкально-
теоретическому руководству присуща информативная, коммуникативная и
нормативная функции. Содержательной задачей «Ключа» является описание
«лексики» знаменного распева. Трактат представляет собой произведение
дидактического характера, который создан для проверки или расширения
информации о знаменном распеве. По отбору материала «Ключ» является
универсальным словарем.


Ключевые слова


древнерусское певческое искусство, музыкально-теоретические трактаты, «Ключ разумения» Тихона Макарьевского

Полный текст:

PDF

Литература


Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. —

Л. : Музыка, 1972.

Кручинина А. Н. Попевка в русской музыкальной

истории XVII в. : автореф. дис. … канд. искусствоведе-

ния. — Л. : СПбГК, 1979.

Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. —

Кемерово, 1991.

Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки XV—

XVI вв. — СПб., 1999.

Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид пев-

ческих рукописей последней четверти XVII — начала

XVIII в. : автореф. дис. … канд. искусствоведения. —

М., 1977.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.