Тема Москвы как «святого града» в музыкально-гимнографическом тв орчеств е царя Ив ана Грозного и маст ера Федора Крест ьянина

Наталья Владимировна Парфентьева, Николай Павлович Парфентьев

Аннотация


В статье исследуется проблема воплощения темы «святого града» Нового Иерусалима в
музыкально-гимнографическом творчестве царя Ивана IV Грозного и выдающегося придвор-
ного распевщика Федора Крестьянина. Идеологические концепции «Москва — Новый Иеру-
салим» и «Москва — Третий Рим» были рождены в период возвышения Москвы как столицы
единого Российского государства. Эти идеи в первую очередь утвердились в политическом
сознании правящей элиты XVI — первой половины XVII вв. В целом ряде научных работ по-
казано их претворение в различных видах искусства: иконографии, архитектуре, литературе,
церковно-литургическом театрализованном действе. Однако эта тема нашла свое отражение
и в музыкальном искусстве. Авторы рассматривает воплощение концепции «Москва — Но-
вый Иерусалим» на примере конкретных песнопений. Задостойник «Светися, светися, новый
Иерусалим» исследуется в музыкальной версии Федора Крестьянина, возникшей во время
периода особого усиления интереса к данной идее. Придворный мастер создал свой распев
в новом торжественном стиле Демества для древнего гимнографического текста, напрямую
обращенного к образу Нового Иерусалима. Анализируется выполненная одним из царских пев-
чих уникальная запись произведения 1600 г., которая свидетельствует об огромном внимании
к изучению этого распева государевым хором. Раскрыта авторская (Крестьянина) концепция
воплощения идеологемы «Москва — Новый Иерусалим» в задостойнике музыкальными сред-
ствами. К образу Московии как отражению иерархического устройства Небесного царства в
музыкально-гимнографическом творчестве обращался также и сам Иван Грозный. В созданном
им тексте одной из стихир к богослужению на праздник Сретения иконы Владимирской Бо-
городицы земная иерархическая структура русского общества представлена как своеобразная
проекция небесной иерархии в сопоставлении её с небесными чинами.


Ключевые слова


древнерусское церковно-певческое искусство, авторское творчество, идеи «Москва — Третий Рим» и «Москва — Новый Иерусалим», Иван Грозный, Федор Крестьянин.

Полный текст:

PDF

Литература


Альшиц, Д. Н. Новый документ о людях и при-

казах Опричного двора Ивана Грозного после 1572 г. /

Д. Н. Альшиц // Исторический архив. — Т. 4. — М. ; Л.,

— C. 35—37.

Амосов, А. А. Лицевой летописный свод Ивана

Грозного / А. А. Амосов. — М., 1998. — 387 c.

Баталов, А. Л. Собор Покрова на Рву (храм Васи-

лия Блаженного) / А. Л. Баталов, Л. С. Успенская. — М.,

— 96 с.

БРАН. Арх. п. № 4.

БРАН. Строг. № 40.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh170411

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.