Католик Луи Каравак: к вопросу о религиозности художника эпохи рококо

Юлия Сергеевна Андреева

Аннотация


В статье исследуются религиозные параметры личности и церковная сторона биографии
живописца Луи Каравака, одного из самых известных представителей россики XVIII в. Для
решения задач по реконструкции религиозного облика Каравака автор использует метод ком-
плексного анализа структурных компонентов религиозности, трактуемой в качестве системы
активных взаимосвязей человека с социумом. На архивных материалах в статье анализируются
взаимосвязи Каравака с римско-католическим приходом в Санкт-Петербурге, дается характе-
ристика его социально-психологических качеств, вводятся в оборот новые биографические
данные. Автор делает вывод о том, что Каравак не проявлял большой заинтересованности
в обрядовых формах религии. В религиозности живописца ярко проявились когнитивный
и идентификационный компоненты, однако оказалась слабо выраженной поведенческая со-
ставляющая. Характер религиозности Каравака определен как внешний, поверхностный,
почти исключающий возможность сильного эмоционального потрясения от богослужения и
таинств, подразумевающий господство мирского над сакральным. Автор полагает, что рели-
гиозность Каравака выражает суть секуляризационных процессов, свойственных европейской
цивилизации, и ставит вопрос о том, какую роль религиозная позиция художника сыграла в
обмирщении русской культуры XVIII столетия.


Ключевые слова


Людовик Каравак, католики в России, искусство XVIII в., религия в ис- кусстве, секуляризация искусства и культуры

Полный текст:

PDF

Литература


АВПРИ. Ф. 10. Оп. 10/1 (1720 г.). Д. 1.

АВПРИ. Ф. 10. Оп. 10/1 (1720 г.). Д. 2.

АВПРИ. Ф. 10. Оп. 10/1 (1720 г.). Д. 4.

АВПРИ. Ф. 10. Оп. 10/1 (1724 г.). Д. 1.

АВПРИ. Ф. 10. Оп. 10/1 (1724 г.). Д. 2.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh170302

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.