Рецензия на монографию А. В. Суворовой «Развитие системы начального образования в Оренбургской и Уфимской губерниях (начало XX в. — 1914 г.)»*

Нелли Сергеевна Журавлева, Мария Ильинична Мирошниченко

Аннотация


В рецензии представлены результаты осуществленного анализа и дана характеристика
содержания монографии, посвященной истории развития системы начального образования в
самых крупных губерниях в составе Оренбургского учебного округа (Оренбургской и Уфим-
ской губерниях) в начале XX в. и до Первой мировой войны. Подчеркнуто, что это первое в
уральской историографии комплексное исследование данной проблемы. Дана характеристика
источниковой базы монографии, раскрывается степень научной изученности темы, представ-
ленной автором. Подчеркнуто, что А.В. Суворова убедительно доказала необходимость реформ
в области образования, дала подробный анализ государственной политики и общественных
инициатив перехода к всеобщему начальному образованию, показала, что закон от 3 мая 1908
г. способствовал значительному росту финансирования начальной школы, расширению школь-
ной сети, увеличению численности обучающихся. Отмечено стремление автора монографии
выявить региональную специфику образования, которая связана с этническими особенностями
изучаемых губерний. Указано, что А.В. Суворовой воссоздан социальный облик педагога, его
материальное положение и быт. Она раскрыла процесс взаимодействия педагога, ученика и
его семьи в условиях перехода к всеобщему начальному обучению. Обращено внимание на
вывод автора монографии о том, что в Оренбургской и Уфимской губерниях реформы в сфере
образования осуществлялись без административного принуждения и в условиях расширяю-
щейся общественной инициативы.


Ключевые слова


начальное образование, школа, Урал.

Полный текст:

PDF

Литература


Суворова, А. В. Развитие системы начального обра-

зования в Оренбургской и Уфимской губерниях (начало

XX в. — 1914 г.) / А. В. Суворова. — Челябинск : Изда-

тельский центр ЮУрГУ, 2015. — 163 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh180115

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.