Певчие главных хоров российского государства XVi—XVii вв. как служилые люди государева и патриаршего дворов

Николай Павлович Парфентьев

Аннотация


В Москве XVI—XVII вв. существовало два мощных, тесно связанных между собой центра
профессионально-музыкального искусства, объединявших лучшие творческие силы страны, —
хор при Государевом дворе и хор при дворе Митрополита (с 1589 г. — Патриарха) Москов-
ского и всея Руси. Эти центры аккумулировали традиции «московского пения», сами являясь
активными творцами этих традиций. По мнению автора, вся совокупность рассмотренных
данных (деятельность, принципы комплектования, виды жалования и система окладов, право-
вое положение), свидетельствуют, что государевы и патриаршие певчие входили в категорию
придворных служилых людей. Выбывая из хоров, они часто поступали (переводились) на такие
должности или чины в государственном аппарате, как думные и приказные дьяки, подьячие,
дети боярские и т. д. Полученные данные позволяют уточнить социальный статус мастеров,
которых нередко исследователи относят к категории духовенства.


Ключевые слова


государевы певчие дьяки, патриаршие певчие, придворные служилые люди

Полный текст:

PDF

Литература


Акты Московского государства, изданные Императорской академией наук / под ред. Н. А. Попова. — Т. 2. — СПб.,

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской

академии наук. — Т. 1. — СПб., 1836.

Альшиц, Д. Н. Новый документ о людях и приказах Опричного двора Ивана Грозного после 1572 г. / Д. Н. Альшац //

Исторический архив. — Т.4. — М.; Л., 1949. — С. 3-71.

Веселовский, С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. / С. Б. Веселовский. — М. : Наука, 1975.

ГИМ. Синод. № 584.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh190314

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.